г. Москва |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А40-180518/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.,
судей Красновой С.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании: от заявителя: Колесниченко Т.В., доверенность N 34-21 от 14.05.2021; от заинтересованного лица: Сухов Д.А., доверенность N Д-57/2021 от 05.05.2021;
рассмотрев в судебном заседании 03 июня 2021 года кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по делу N А40-180518/2020
по заявлению Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в государственной регистрации прав и постановке на кадастровый учет, вынесенного в отношении объекта недвижимости: здание трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-144), расположенное по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково", оформленное уведомлениями от 13.07.2020 N 50/066/005/2019-5839/1, N 50/066/005/2019-5839/2, N 50/066/005/2019-5839/3, N 50/066/005/2019-5839/4, N 50/066/005/2019-5839/5, N 50/066/005/2019-5839/6 и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2020 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам письменного отзыва, приобщенного судебной коллегией в материалы дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 30.09.2019 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлениями N 50-0-1-214/3002/2019-491 и N 50-50/066-50/066/005/2019-5839 об осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: здание трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-144), расположенного по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково".
14.10.2019 заявителем получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
10.12.2019 обществом в реестровое дело представлены дополнительные документы (заявления N 77-0-1-52/3001/2019-2397 и N 77/007/011/2019-6530): скорректированный технический план на оптическом компакт-диске, договор аренды (субаренды) N 50108/01006/0056-2018-19/216-м от 12.12.2018, оптический компактдиск; разрешение на ввод в эксплуатацию от 24.12.2018 N 049-Ф-60-РВ, справка N 1 о характеристиках объекта капитального строительства "здание трансформаторной подстанции 20кВ (ТП-144) в составе объекта "создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 кВ на территории инновационного центра "Сколково" от 03.12.2019.
17.12.2019 заявителем получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в связи тем, что представленные дополнительно документы не устраняют причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав: в реестровое дело не представлены подлинные экземпляры договора аренды (субаренды) N 50108/01006/0056-2018-19/216-м от 12.12.2018 и разрешения на ввод в эксплуатацию от 24.12.2018 N 049-Ф-60-РВ; графическая часть технического плана выполнена в нарушение пункта 42 Требований (неверно отображена граница вновь образованного здания).
В целях устранения причин приостановления осуществления государственной регистрации прав заявителю предложено представить технический план объекта учета в форме электронного документа в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML схем, заверенный усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера; подлинники документов, запрошенных по тексту уведомления.
20.12.2019 вместе с заявлениями N 77-0-1-52/3001/2019-2496 и N 77/007/011/2019-6714 обществом представлены разрешение на ввод в эксплуатацию от 24.12.2018 N 049-Ф-60-РВ (номер в расписке указан с опечаткой); договор аренды (субаренды) N50108/01006/0056-2018-19/216-м от 12.12.2018; справка от 03.12.2019; электронная цифровая подпись от 12.12.2019.
27.12.2019 обществом получено уведомление об отказе в возобновлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, в связи с тем, что не представлен подлинный экземпляр разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 049-Ф-60-РВ от 24.12.2018; включенная в состав проектная документация, представленная в форме электронного документа, не содержит соответствующей согласующей подписи застройщика или заказчика в соответствии с частью 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; технический план не содержит в своем составе проектную документацию, соответствующую указанным выше требованиям законодательства.
В целях устранения причин приостановления осуществления государственной регистрации прав заявителю предложено представить технический план объекта учета в форме электронного документа в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML схем, заверенный усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера; подлинники документов, запрошенных по тексту уведомления.
10.01.2020 заявителем получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
28.04.2020 общество посредством программы АРГО, через личный кабинет обратилось с заявлением N 35-6205189.
08.05.2020 заявителем получено уведомление об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости.
26.06.2020 заявителем представлены дополнительные документы (заявления N 77-0-1-71/3160/2020-392 и N 77/005/263/2020-1180), в частности: измененный технический план; договор аренды; приказ от 16.10.2012 N 113 Президента Фонда "Сколково" "О правилах проекта сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" Президента Фонда "Сколково"; РнВЭ от 08.02.2019 N 054-Ф-60-РВ, письмо ФС о приобщении откорректированного технического плана от 11.03.2020 N 53/1220.
13.07.2020 заявителем получен отказ в государственной регистрации прав, оформленный уведомлениями: N 50/066/005/2019-5839/1; N 50/066/005/2019-5839/2; N 50/066/005/2019-5839/3; N 50/066/005/2019-5839/4; N 50/066/005/2019-5839/5; N 50/066/005/2019-5839/6.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела и доводы заявления, суды пришли к выводу, что действия регистрирующего органа противоречат законодательству, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконным.
Суды установили, что заявитель устранил все обоснованные замечания заинтересованного лица. Оснований для отказа в государственной регистрации права и кадастрового учета не имелось.
Суды пришли к выводу, что содержание текста уведомлений об отказе в регистрации прав, указывает на формальный подход Управления Росреестра по Москве к анализу представленных заявителем документов, в связи с чем, поскольку у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого отказа, оспариваемый отказ не может быть признан законным.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Судами рассмотрены все доводы заинтересованного лица и им дана надлежащая правовая оценка.
Отклоняя доводы заинтересованного лица о том, что в нарушение пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением о государственной регистрации прав на объект обратилось ненадлежащее лицо, суды указали, что в рассматриваемом указанный пункт не применим, поскольку правила указанной статьи устанавливают обязанность уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию органа государственной власти, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, таких как ГК "Росатом", ГК "Роскосмос" по направлению в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и прилагаемых к нему документов (в том числе разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости. Фонд "Сколково" в данный перечень органов и/или организаций не входит. Кроме того, данная норма носит специальный характер и применяется в совокупности с положениями нормы пункта 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
Здание трансформаторной подстанции 20кВ (ТП-144) в составе объекта "создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4кВ на территории инновационного центра "Сколково" не относится к объектам атомной энергии.
В уведомлениях о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, полученных заявителем в период с октября 2019 по июнь 2020 включительно, регистрирующим органом не ставился вопрос о ненадлежащем порядке обращения заявителя в Управление Росреестра по Москве.
Как установлено судами заявителем представлены: правоустанавливающий документ на земельный участок (договор аренды (субаренды) N 50108/01006/0056-2018-19/216-м от 12.12.2018); разрешение на ввод в эксплуатацию; технический план; утвержденная проектная документация; нормативно-правовые документы, подтверждающие и разъясняющие особый статус Инновационного Центра "Сколково".
Указание Управления на отсутствие в реестровом деле подлинного экземпляра разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 049-Ф-60-РВ от 24.12.2018 противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель 20.12.2019 вместе с заявлениями N 77-0-1-52/3001/2019-2496 и N 77/007/011/2019-6714 дополнительно представил РнВЭ от 24.12.2018 N 049-Ф-60-РВ (номер в расписке указан с опечаткой); договор аренды (субаренды) N50108/01006/0056-2018-19/216-м от 12.12.2018, справка от 03.12.2019; электронная цифровая подпись от 12.12.2019.
Следовательно, в реестровое дело представлен документ, соответствующий требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ.
Представленная техническая проектная документация соответствует действующему законодательству с учетом правовых норм Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
Доводы о том, что технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, а также включенная в состав проектная документация, представленная в форме электронного документа, не содержит соответствующей согласующей подписи застройщика или заказчика отклонены судами, поскольку Инновационный центр "Сколково" является совокупностью инфраструктуры территории инновационного центра "Сколково" и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры.
Суды указали, что Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" устанавливает особый статус территории Инновационного центра "Сколково" и, соответственно, особый порядок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.02.2020 N049-Ф-60-РВ, выданное с учетом Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", означает его соответствие требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах требования к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (утв. Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр.) в данном случае, не применимы.
Данные выводы судов подтверждаются Письмом Минстроя России от 08.12.2020 N 36355-ОГ/08, в котором указано со ссылкой на часть 23 статьи 15 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", что форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждаются управляющей компанией.
Таким образом, доводы Управления об отсутствии в представленных документах сведений об оформлении соответствующих правовых отношений на земельный участок с кадастровым номером 77:15:0020109:399 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судами, замечания Управления полностью идентичны замечаниям, указанным в Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, при этом установлено, что данные замечания были устранены заявителем вместе с заявлением о предоставлении дополнительных документов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по делу N А40-180518/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" устанавливает особый статус территории Инновационного центра "Сколково" и, соответственно, особый порядок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.02.2020 N049-Ф-60-РВ, выданное с учетом Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", означает его соответствие требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах требования к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" (утв. Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр.) в данном случае, не применимы.
Данные выводы судов подтверждаются Письмом Минстроя России от 08.12.2020 N 36355-ОГ/08, в котором указано со ссылкой на часть 23 статьи 15 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", что форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждаются управляющей компанией."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2021 г. N Ф05-13169/21 по делу N А40-180518/2020