г. Москва |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А40-185770/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.,
судей Красновой С.В., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании: от заявителя: Караваева А.О., доверенность N 33-Д-1228/20 от 08.12.2020; от заинтересованного лица: не явился, извещен; от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании 09 июня 2021 года кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 по делу N А40-185770/2020
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третье лицо: Департамент культурного наследия города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 03.07.2020 N 77-0-1-71/3147/2019-3123, 77/017/256/2019-8322.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2021 года заявление удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2021 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Заявитель указал, что обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи сооружения (фонтан) площадью 1 442,7 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, Сквер "Девичье поле".
Письмом Управления от 03.07.2020 N 77-0-1-71/3147/2019-3123, 77/017/256/2019-8322 сообщено об отказе в осуществлении учетных действий в отношении указанного объекта недвижимости на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением срока приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и принятию на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Не согласившись с указанным отказом, Департамент обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, в силу указанных норм принятие объекта недвижимости в качестве бесхозяйной недвижимой вещи осуществляется регистрирующим органом на основании заявления органа местного самоуправления путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Удовлетворяя заявленные требования, суды установили, что Департаментом в Управление были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и принятию на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Суды установили, что Департаментом совместно с ГБУ МосгорБТИ проводились мероприятия по постановке на государственный кадастровый учет и постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объект недвижимости - сооружения (фонтан) площадью 1 442,7 кв.м, расположенный по адресу г. Москва, Сквер "Девичье поле".
В качестве документов оснований для проведения учетных мероприятий в отношении указанного объекта недвижимости в материалы регистрационного дела был представлен технический план. К техническому плану были приложены: письмо Департамента от 03.10.2019 N ДГИ-И-69716/19; письмо департамента от 03.10.2019 N ДГИ-И-69763/19; письмо ТУ Росимущества в городе Москве от 11.10.2019 N 77-12/23420; декларация об объекте недвижимости от 25.11.2019.
Суды пришли к выводу о том, что Департаментом в Управление были представлены документы, свидетельствующие о наличии у объекта признаков бесхозяйного имущества. Сооружение (фонтан) площадью 1 442,7 кв.м. по адресу г. Москва, Сквер "Девичье поле" расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 77:01:0005005:1026, 77:01:0005005:7.
Для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005005:1026 обеспечен доступ посредством земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005005:7. Земельные участки находятся в неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва на основании статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Год завершения строительства и год ввода эксплуатацию неизвестны, в связи с чем данная информация не отражена в техническом плане, о чем указал в заключении кадастровый инженер.
С целью устранения причин, послуживших основанием для приостановления учетных мероприятий в отношении указанного объекта недвижимости, технический план был скорректирован с учетом замечаний и направлен с соответствующим заявлением о предоставлении дополнительных документов, что подтверждаются описью от 23.01.2020.
Таким образом, основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный в установленном порядке на основании составленной и заверенной декларации об объекте недвижимости от 25.11.2019.
По вопросу заверения декларации судами установлено, что согласно информации реестра объектов культурного наследия, размещенного на портале открытых данных Правительства Москвы, указанный объект не является объектом культурного наследия.
Исходя из изложенного, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и принятию на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи спорного объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 по делу N А40-185770/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
...
Для земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005005:1026 обеспечен доступ посредством земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005005:7. Земельные участки находятся в неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которой обладает город Москва на основании статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2021 г. N Ф05-13077/21 по делу N А40-185770/2020