город Москва |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А40-253594/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 10 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "АвтоПарк"
на решение от 17 февраля 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 14 апреля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-253594/20
по заявлению ООО "АвтоПарк"
об оспаривании постановления
к Центральному МУГАДН,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АвтоПарк" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному МУГАДН (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2020 N 014657.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "АвтоПарк" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 26.11.2020 должностным лицом Управления вынесено постановление N 014657, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 300.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив порядок привлечения общества к административной ответственности, суды установили, что положения статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ Управлением соблюдены.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами Управления.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), судами не установлено.
Также суды установили, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, Управлением соблюден.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ установлена ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, в виде наложения административного штрафа, в том числе на юридических лиц, в размере трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.10.2020 в 11 час. 37 мин. в соответствии с распоряжением заместителя начальника Управления Романова С.Г. от 23.09.2020 N 10-1/34-25 при проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового (рейдового) задания по адресу: Тверская область, г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 130, проверено транспортное средство Мерседес-Бенц 223203, регистрационный знак Н552СА 69, (эксплуатируется обществом согласно путевому листу от 14.10.2020 N 1452) под управлением водителя Капранова А.А., осуществлявшего регулярную перевозку пассажиров и багажа в междугородном сообщении по маршруту "Тверь - Селижарово" через г. Торжок. По результатам проверки составлен акт от 14.10.2020 N М2/0381 результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства Мерседес-Бенц 223203, регистрационный знак Н552СА 69, с приложениями.
Исходя из приложений к акту осмотра транспортного средства: заказ-наряда от 14.10.2020 N 1038966 по маршруту "Тверь - Селижарово", договоров фрахтования, распечатки с сайтов TVERTAS.RU, e-traffic.ru, яндекс-расписания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах http://www.tvertas.ru/, www.e-traffic.ru;https://rasp.yandex.ru/ размещено расписание движения автобусов по маршруту "Тверь - Селижарово" (от кассы в г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 47/102, находящейся в близости от автовокзала, который расположен по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 10), время отправления - 11:00, 17:30.
Публичная продажа билетов, договоров фрахтования на перевозку пассажиров по заказу осуществляется через кассы "Автоэкспресс", также бронирование мест осуществляется через интернет-продажи на сайтах e-traffic.ru, https://rasp.yandex.ru/.
Приложены копии договоров фрахтования транспортного средства: на рейс "Тверь - Селижарово", время отправления 14.10.2020 в 11 ч. 00 мин.
Время отправления из пункта отправления "Тверь", указанное в копиях договоров фрахтования, совпадает со временем отправления, указанным на информационных сайтах: www.e-traffic.ru; https://rasp.yandex.ru/.
Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ), маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9 статьи 2); перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковым такси (статья 5); регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок (часть 1 статьи 19); регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования (часть 1 статьи 19); заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади (часть 1 статьи 20); перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (часть 1 статьи 27).
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с иными правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (пункт 1). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (пункт 2).
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (статья 787 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (пункт 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила N 112).
По смыслу статьи 19 Федерального закона N 259-ФЗ и раздела 2 Правил N 112, под регулярными перевозками понимаются систематические автомобильные перевозки пассажиров и багажа, которые выполняются в одно и то же время или с устоявшимися интервалами движения по одному и тому же маршруту, по обращению любого физического лица.
То есть отличительными признаками регулярных перевозок от заказных перевозок являются - наличие публичного договора, как основание перевозки, их систематичность, наличие расписания.
Суды указали, что исходя из приложений к акту осмотра транспортного средства (заказ-наряда от 14.10.2020 N 1038966, копий договоров фрахтования, распечатки с сайтов http://www.tvertas.ru/, www.e-traffic.ru;https://rasp.yandex.ru/, расписания движения по маршруту "Тверь - Селижарово"), водителем общества Капрановым А.А. осуществлялась перевозка пассажиров и иных лиц автобусами по фиксированному расписанию (одинаковое время отправления и прибытия), с одним и тем же пунктом отправления и прибытия. О регулярном характере перевозок свидетельствует, в том числе, размещенное на сайтах http://www.tvertas.ru/, www.e-traffic.ru;https://rasp.yandex.ru/ расписание на будущие дни, наличие постоянно действующей возможности по приобретению билетов (договоров фрахтования части транспортного средства) на будущее время при помощи сайта по продаже билетов www.e-traffic.ru; https://rasp.yandex.ru/.
При осуществлении перевозок пассажиров по заказу пассажиры определяют время отправления автобуса, место посадки и так далее.
В рассматриваемом случае, как отметили суды, пассажир, как потребитель услуги по перевозке, ориентируется на время отправления, установленное перевозчиком - обществом. Данные условия характерны для регулярных перевозок и выражаются в четко определенном месте отправления и времени отправления, то есть расписании.
Также судами установлено, что согласно информации, имеющейся в разделе "Реестр межмуниципальных маршрутов" на официальном сайте Министерства транспорта Тверской области https://www.mintrans.tver.ru/transportnaya-otrasl/avtomobilnyy-transport/, маршрут N 539т "Тверь - Селижарово" (в прямом и обратном направлении) включен в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области, вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, официальный перевозчик по состоянию на 14.10.2020 на данном маршруте отсутствует.
Также согласно информации, имеющейся в разделе "Реестр межмуниципальных маршрутов" на официальном сайте Министерства транспорта - Тверской области https://www.mintrans.tver.ru/transportnaya-otrasl/avtomobilnyy-transport/, маршрут N 539т "Селижарово - Тверь" (в прямом и обратном направлении) включен в Реестр межмуницинальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области, вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, официальный перевозчик по состоянию на 14.10.2020 на данном маршруте отсутствует.
Под видом перевозок пассажиров по заказу фактически водитель общества 14.10.2020 осуществлял регулярные перевозки пассажиров, дублируя при этом межмуниципальные маршруты регулярных перевозок N 539т "Тверь - Селижарово" и N 539 "Селижарово - Тверь", включенные в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области.
В соответствии реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области https://www.mintrans.tver.ru/transportnaya-otrasl/avtomobilnyy-transport/ по состоянию на 14.10.2020 у общества отсутствовало свидетельство и карта маршрута об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок, а значит водитель транспортного средства Мерседес-Бенц 223203 регистрационный знак Н552СА 69 Капранов А.А., используемого для осуществления регулярных перевозок, не имел при себе карту маршрута регулярных перевозок.
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а так же с организацией контроля за осуществление регулярных перевозок (статья 1); межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 3); свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по не регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок (пункт 19 части 1 статьи 3); карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3).
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок но новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ).
Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
Суды указали, что в соответствии с актом от 14.10.2020 N М2/0381 результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства Мерседес-Бенц 223203, регистрационный знак Н552СА 69, с приложениями, установлено, что водитель указанного транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, не имел при себе и не представил карту маршрута регулярных перевозок.
Таким образом, судами установлено использование обществом для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным - нарушены требования части 2 статьи 17, части 3 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения установлен судами и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении. При таких обстоятельствах суды установили факт совершения обществом вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
В силу частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило судам доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер для соблюдения требований действующего законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований судам не представлено.
Суды обоснованно отметили, что собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2021 года по делу N А40-253594/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "АвтоПарк" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения установлен судами и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении. При таких обстоятельствах суды установили факт совершения обществом вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
В силу частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2021 г. N Ф05-13659/21 по делу N А40-253594/2020