город Москва |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А41-33122/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: Деминов С.А., доверенность от 30.12.2020;
от ответчиков: от Мособлкомлеса: Сафонова Н.А., доверенность от 03.03.2021; от Рослесхоза: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 16 июня 2021 года в судебном заседании кассационные жалобы
ответчиков - Мособлкомлеса и Рослесхоза
на решение от 28 декабря 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 19 марта 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-33122/20
по иску Администрации городского округа Серпухов
о признании права собственности, внесении изменений в ЕГРН, установлении границ земельного участка, внесении изменений в сведения Государственного лесного реестра
к Мособлкомлесу, Рослесхозу,
третье лицо: Минмособлимущество,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Мособлкомлесу и Рослесхозу (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) и просила суд:
- признать за муниципальным образованием "Городской округ Серпухов Московской области" право собственности на земельный участок, площадью 4.629 кв.м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Мещериново, необходимый для использования по назначению под размещение кладбища;
- внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Мещериново, площадью 2.623 кв.м, путем исключения из его состава земельного участка, согласно геодезическим данным, указанным в уточненном иске;
- установить границы земельного участка, расположенного в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", площадью 4.629 кв.м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Мещериново, в соответствии с геодезическими данными, указанными в уточненном иске;
- внести изменения в сведения ЕГРН в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148, площадью 4.629 кв.м, путем установления границ земельного участка согласно геодезическим данным, указанным в уточненном иске;
- внести изменения в сведения Государственного лесного реестра в целях исключения наложения границ земель лесного фонда на земельный участок, площадью 4.629 кв.м, фактически занятый Мещериновским кладбищем, расположенный в деревне Мещериново в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" путем исключения из состава земель лесного фонда следующих земельных участков: контур N 1, площадью 1.059 кв.м, контур N 2, площадью 21 кв.м, контур N 3, площадью 33 кв.м, контур N 4, площадью 291 кв.м, согласно геодезическим данным, указанным в уточненном иске.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Минмособлимущество.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Мособлкомлес и Рослесхоз обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчик - Рослесхоз и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика - Мособлкомлеса поддержал доводы своей кассационной жалобы и жалобы Рослесхоза, но не в части судебных расходов.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на кадастровом учете состоит земельный участок с кадастровым номером 50:32:0080112:148, статус "временный", дата постановки на учет - 01.12.2015, срок истечения действия временного характера - 01.03.2022. Местоположение: Московская область, Серпуховский район, с.п. Липицкое, площадь 2.623 +- 18 кв.м. Категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов". Вид разрешенного использования "ритуальная деятельность".
Согласно выписке ЕГРН по состоянию на 13.08.2019 права на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0080112:148 не зарегистрированы.
В результате осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148, произведенного 29.04.2019, установлено, что на указанном земельном участке расположено Мещеринское кладбище, захоронения на котором производились с 1931 года. Участок частично налагается на земли лесного фонда в соответствии с материалами лесоустройства, но участок лесного фонда на кадастровый учет не поставлен, границ его в соответствии с нормами действующего законодательства не установлено.
Суды указали, что администрация поясняла, что в связи с наличием пересечения с землями лесного фонда, она не может оформить в установленном порядке в муниципальную собственность земельный участок для размещения кладбища.
В целях разрешения межевого спора, препятствующего распоряжению земельным участком с кадастровым номером 50:32:0080112:148, администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные администрацией требования, суды обоснованно исходили из их законности и обоснованности, руководствуясь следующим.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) и абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Судами установлено, что из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН следует, что спорный земельный участок под Мещеринское кладбище поставлен на кадастровый учет в декабре 2015 года, находится в неразграниченной государственной собственности, распоряжение участком в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) осуществляется органом местного самоуправления - городской округ Серпухов Московской области.
Так, согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ, создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ, выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ установлено предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 8-ФЗ, места погребения по своей принадлежности могут быть государственными или муниципальными. При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При этом согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 8-ФЗ, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области", в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Таким образом, суды установили, что права администрации на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0080112:148 подтверждены.
Также суды указали, что, как поясняла администрация, Мещериновским кладбищем заняты земли в пределах городского округа Серпухов Московской области, общей площадью 4.629 кв.м, 29.04.2019 комиссией в составе председателя Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Серпухов, директора МКУ "Похоронное дело", начальника отдела по организации деятельности в сфере погребения и похоронного дела произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Мещериново, по результатам которого составлен акт осмотра, которым установлено, что на вышеуказанном земельном участке, площадью 0,26 га, в границах муниципального образования "городской округ Серпухов Московской области", с видом разрешенного использования: для размещения кладбищ, расположено Мещериновское кладбище. В результате визуального осмотра мест захоронения выявлено, что захоронения на указанном кладбище производились с 1931 года.
Доказательств того, что на момент осуществления первых захоронений спорный земельный участок, занятый кладбищем, имел пересечения с землями лесного фонда, судам не представлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно сведениям Единого реестра кладбищ, расположенных на территории Московской области, содержащегося в Министерстве потребительского рынка и услуг Московской области, на территории Московской области находятся 1.599 кладбищ, в количество которых входит также Мещериновское кладбище, расположенное по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Мещериново, размещение которого утверждено решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 05.09.2001 N 5/17.
Мещериновское кладбище, расположенное по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Мещериново, также числится в Реестре кладбищ, крематориев, стен скорби, расположенных на территории Московской области по состоянию на 01.06.2020.
Сведения о границах земель лесного фонда внесены в лесной реестр без учета находившихся на данных землях захоронений.
При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148 не проведено фактическое установление места нахождения захоронений и их границ, в результате чего сведения о границах внесены в ЕГРН ошибочно.
Согласно пункту 5 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1178/52, земельные участки, находящиеся под объектами похоронного назначения, а также здания, строения и сооружения, расположенные на территории объектов похоронного назначения, должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Суды установили, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, права на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0080112:148 не зарегистрированы в установленном законом порядке.
Определением Арбитражного суда Московской области от 09.09.2020 по настоящему делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, с постановкой перед экспертами следующих вопросов:
1) установить с учетом требований законодательства о техническом регулировании, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, принятых в соответствии с указанными законодательствами нормативных технических документов (СНИПов, ГОСТов, СанПИНов и тому подобное) фактическую границу Мещеринского кладбища, расположенного в деревне Мещериново Серпуховского района Московской области;
2) с учетом ответа на вопрос N 1 установить, соответствует ли граница земельного участка, фактически занятая кладбищем, границам земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148 с учетом, в том числе сведений ЕГРН, при наличии несоответствий указать возможные причины;
3) в случае, если граница земельного участка, определенная при ответе на вопрос N 1, не совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148, внесенной в ЕГРН, установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148 с указанием площади и координат поворотных точек, фактически занятого кладбищем (с приложением графического материала);
4) установить на основании материалов лесоустройства, имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148, фактически занятого кладбищем, установленного в рамках проведения настоящей экспертизы, на границы участка государственного лесного фонда, указать возможные причины при наличии пересечений;
5) в случае, если фактические границы кладбища не соответствуют юридическим границам земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148, установить границы земельного участка с указанием площади и координат поворотных точек, фактически занятого Мещерским кладбищем в пределах муниципального образования "городской округ Серпухов Московской области" (полностью занятого Мещерским кладбищем, не только в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148), налагаемые на фактические границы участка государственного лесного фонда.
Судами установлено, что в заключении от 11.11.2020 экспертами сделаны следующие выводы.
По первому вопросу. По данным геодезических работ, проведенных в ходе экспертного осмотра, материалам дела N А41-33122/20, экспертами определены координаты контура фактической границы Мещериновского кладбища, расположенного в деревне Мещериново Серпуховского района, представленные в таблице N 3, а также составлена обзорная схема расположения, представленная в исследовательской части на рисунке N 1.
По данным фактического расположения Мещериновского кладбища, координаты контура которого представлены в таблице N 3, и согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, экспертами определена санитарно-защитная зона в 100 м Мещериновского кладбища, расположенного в деревне Мещериново Серпуховского района, координаты контура которой представлены в таблице N 4, а также составлена обзорная схема расположения, представленная в исследовательской части на рисунке N 1.
По второму вопросу. По данным геодезических работ, проведенных в ходе экспертного осмотра, материалам дела N А41-33122/20, экспертами определены координаты контура фактической границы Мещериновского кладбища, расположенного в деревне Мещериново Серпуховского района, представленные в таблице N 3, а также составлена обзорная схема расположения, представленная в исследовательской части на рисунке N 1.
Внести изменения в сведения ЕГРН в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148, площадью 4.629 кв.м, путем установления границ земельного участка согласно геодезическим данным.
На основании проведенного исследования эксперты пришли к выводу о том, что граница земельного участка, фактически занятая кладбищем, не соответствует границам земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148.
По третьему вопросу. По данным геодезических работ, проведенных в ходе экспертного осмотра, материалам дела N А41-33122/20, данным из таблиц N 2, N 3, а также обзорной схеме расположения, представленной на рисунке N 1, экспертами были определены координаты поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148, фактически занятого Мещериновским кладбищем, координаты контура которых представлены в таблице N 5, а также составлена обзорная схема, представленная в исследовательской части на рисунке N 2.
На основании данных из таблицы 5, а также из обзорной схемы, представленной в исследовательской части на рисунке N 2, эксперты пришли к выводу о том, что фактическое расположение кладбища находится в пределах муниципального образования "городской округ Серпухов".
По четвертому вопросу. Согласно данным из ЕГРН о зонах и территориях экспертами выявлен контур территории лесничества, исходя из которого видно, что наложений с контуром земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148 не имеется, сведения представлены в исследовательской части на рисунке N 3.
Таким образом, для установления пересечений с лесничеством, экспертами исследован земельный участок, фактически занятый кладбищем, который выявлен, согласно данным экспертного осмотра, координаты земельного участка, фактически занятого кладбищем, представлены в исследовательской части в таблице N 3.
Согласно проведенному исследованию экспертами определен контур наложения земельного участка, фактически занятого Мещериновским кладбищем, на контур лесничества, координаты контура наложения представлены в таблицах N N 7-10, а также в исследовательской части на рисунке N 4.
На основании проведенного исследования эксперты пришли к следующим выводам:
- контур земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148 не имеет никаких наложений с землями лесного фонда;
- фактически контур Мещериновского кладбища имеет наложение на земли лесфонда, координаты контура наложения представлены в таблицах N N 7-10, а также в исследовательской части на рисунке N 4.
Наложение фактического контура Мещериновского кладбища на земли лесфонда связано с тем, что перед постановкой на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:32:0080112:148 не выполнено снятие фактических координат контура, то есть не определены фактические координаты контура Мещериновского кладбища.
По пятому вопросу. Согласно проведенному исследованию, данным из исследований по вопросам N N 1-4, материалам дела N А41-33122/20, экспертами определены фактические границы контура Мещериновского кладбища.
Судами установлено, что экспертное заключение соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является полным, не содержит противоречий и неясностей, в связи с чем у судов отсутствовали основания сомневаться в достоверности и объективности выводов эксперта.
Пунктом 52 Постановления N 10/22 разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом, установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании вышеизложенного, учитывая, что спорное кладбище не относится к кладбищам, которые находятся в ведении Российской Федерации, а, следовательно, земельный участок, на котором находится данное кладбище, не может находиться в федеральной собственности, принимая во внимание, что материалами дела подтвержден факт нахождения кладбища в муниципальной собственности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные требования об установлении границ, фактически занятых кладбищем, и об установлении границ лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем подлежат удовлетворению.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что установление границ и площади лесных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения лесных участков.
Доказательства наличия у Мособлкомлеса и Рослесхоза оснований для отнесения земельного участка в силу его значимости, особого статуса, либо в силу иных причин, к объектам федеральной собственности, а также полномочий на содержание и обустройство спорного земельного участка в обозначенных целях в случае сохранения его в границах лесного фонда, судам не представлено.
На основании вышеизложенного, а также с учетом экспертных заключений, в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суды указали, что в рамках настоящего дела не оспариваются действия Мособлкомлеса по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по невнесению сведений в Государственный лесной реестр, данные требования рассматриваются в порядке искового производства, оценка законности действий Мособлкомлеса не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Поскольку Рослесхоз является органом, осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, ведение государственного лесного реестра на территории Московской области, и Рослесхоз - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, суды правомерно отнесли судебные расходы за проведение судебной экспертизы на Рослесхоз.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2021 года по делу N А41-33122/20 оставить без изменения, кассационные жалобы Мособлкомлеса и Рослесхоза - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом, установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2021 г. N Ф05-13518/21 по делу N А41-33122/2020