г. Москва |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А41-74488/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Администрации городского округа Серпухов Московской области - извещена, представитель не явился,
от Федерального агентству лесного хозяйства - извещено, представитель не явился,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Бурцевой А.И. (представителя по доверенности от 28.12.2020),
от Министерства экономики и финансов Московской области - извещено, представитель не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 23.06.2021 в судебном заседании кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства
на решение от 13.01.2021
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 01.04.2021
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-74488/2019
по иску Администрации городского округа Серпухов Московской области
к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства
об обязании совершить действия, установлении, уточнении границ земельных участков, признании права на земельный участок,
третьи лица: Министерство экономики и финансов Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области, с учетом принятых судом уточнений, к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - агентство) со следующими требованиями:
внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070209:393, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Каргашино, площадью 4 951 кв. м, путем исключения из его состава земельного участка, согласно приведенным данным;
установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070209:393, расположенного в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" площадью 5 429 кв. м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Каргашино, в соответствии с приведенными данными;
внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070209:393 площадью 5 429 кв. м, путем установления границ земельного участка согласно приведенным данным;
уточнить координаты и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:39518, относящегося к категории земель: земли лесного фонда, за вычетом площади наложения земельного участка, фактически занятого Каргашинским кладбищем, установив его площадь и границы согласно приведенным данным;
внести изменения в сведения Государственного лесного реестра в целях исключения наложения границ земель лесного фонда на земельный участок площадью 5 429 кв. метров, фактически занятый Каргашинским кладбищем, расположенный в деревне Каргашино в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" путем исключения из состава земель лесного фонда земельного участка площадью 5 028 кв. м, согласно приведенным данным;
признать за муниципальным образованием "Городской округ Серпухов Московской области" право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0070209:393, площадью 5 429 кв. м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Каргашино, необходимый для использования по назначению под размещение кладбища;
взыскать судебные расходы, связанные с оплатой услуг экспертов по составлению заключения экспертов в размере 98 000 рублей, дополнительного заключения экспертов в размере 15 000 рублей.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство экономики и финансов Московской области (далее - министерство) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.01.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021, требования администрации к агентству удовлетворены, требования к комитету - оставлены без удовлетворения.
В кассационных жалобах комитет и агентство просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы и требования своей кассационной жалобы, а также кассационную жалобу агентства, за исключением доводов жалобы агентства о необходимости взыскания части судебных расходов с комитета.
Иные лица (кроме комитета), участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом норм части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационных жалоб. Кроме того, от агентства поступило ходатайство, в котором агентство просило рассмотреть кассационные жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителя комитета, обсудив доводы кассационных жалоб, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что 04.03.2019 комиссией в составе председателя Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Серпухов Московской области, начальника отдела по организации деятельности в сфере погребения и похоронного дела был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070209:393, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховской район, д. Каргашино, по результатам которого составлен акт осмотра, согласно которому установлено, что на этом земельном участке площадью 0,5 га в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность", расположено Каргашинское кладбище.
В результате визуального осмотра мест захоронения установлено, что захоронения на указанном кладбище производились с 1947 года.
Названный земельный участок, относящийся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, налагается на земли лесного фонда.
Учитывая даты начала осуществления захоронения на указанных кладбищах, администрация пришла к выводу о том, что данный земельный участок неправомерно внесен в государственный лесной реестр в состав земель лесного фонда и не исключен до настоящего времени, что препятствует администрации в полной мере осуществлять свои права по содержанию общественного кладбища, использованию и распоряжению соответствующим земельным участком.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с указанным заявлением.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что в рассматриваемом случае права муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0070209:393 подтверждены, а также то, что в данном случае речь идет не о самовольном занятии земель лесного фонда, а о законно размещенном на землях лесного фонда с 1947 года кладбища, исходя из выводов судебных экспертиз, пришли к выводу о том, что факт наличия пересечений земель лесного фонда и участка с кадастровым номером 50:32:0070209:393 подтвержден. Таким образом, суды заключили, что граница участка с кадастровым номером 50:32:0070209:393 подлежит уточнению в соответствии с результатами экспертного заключения, а из земель лесного фонда надлежит исключить участок в площади наложения.
Суды отметили, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:32:0070209:393, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Действия органа местного самоуправления с 1947 года по настоящее время подтверждают, что он открыто и добросовестно осуществлял делегированные ему полномочия на соответствующей территории, не предполагал и не знал, что государственный орган в сфере лесных отношений осуществил по факту кадастровые работы и часть участка перешла в земли лесного фонда.
С учетом разрешения спора по существу суды также пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с агентства в пользу администрации судебных расходов, связанные с проведением судебной экспертизы, в заявленном размере.
Вопреки доводам кассационных жалоб агентства и комитета, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением норм АПК РФ и на правильном применении положений Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.01.2021 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 по делу N А41-74488/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды отметили, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:32:0070209:393, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
...
Вопреки доводам кассационных жалоб агентства и комитета, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением норм АПК РФ и на правильном применении положений Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2021 г. N Ф05-13728/21 по делу N А41-74488/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13728/2021
01.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2377/2021
13.01.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-74488/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-74488/19