г. Москва |
|
1 июля 2021 г. |
Дело N А40-163605/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 01.07.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "АГС Групп" - Гамбург Г.И. (представителя по доверенности от 28.05.2021),
от Федеральной антимонопольной службы - Смирнова М.В. (представителя по доверенности от 25.08.2020),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю - извещено, представитель не явился,
от федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 24.06.2021 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АГС Групп"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2020,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021,
по делу N А40-163605/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АГС Групп"
к Федеральной антимонопольной службе, Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю
об оспаривании решений,
третье лицо: федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АГС Групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - служба), Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (далее - управление) о признании незаконными решений от 15.07.2020 N ПУГОЗ-002/20 и от 16.06.2020 N 8/2069с.
В качестве третьего лица в деле участвует федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств по делу, имеющих значение для разрешения спора.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель службы возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Управление и учреждение, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом норм части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и службы, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что учреждением (заказчик) 08.11.2019 в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении закрытого аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту зданий и сооружений военных городков Министерства обороны Российской Федерации, и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, для нужд федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в 2019-2020 годах" (номер извещения 0895100001119000225).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 792 531,60 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 28.11.2019 N 0895100001119000225-3 заявка общества на участие в аукционе признана соответствующей требованиям документации об аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон).
Заказчик и общество 17.12.2019 заключили государственный контракт N 0895100001119000225-0895100001119000225-2405-413 на выполнение работ по текущему ремонту зданий и сооружений военных городков Министерства обороны Российской Федерации, и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации, для нужд федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в 2019-2020 годах (далее - контракт, государственный контракт). Цена контракта - 792 531,60 рублей.
Пунктом 2 приложения N 5 к контракту "Наименование и описание объекта закупки" предусмотрено выполнение следующих работ - текущий ремонт объекта: здание по ГП N 1 (штаб) помещения N 22, 23 ПИРС "Алушта", в/г N 112, в/ч 73954, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Карла Маркса, 62.
Согласно пункту 2.1 раздела 2 контракта "Предмет контракта" контракта общество обязалось выполнить в сроки, определенные контрактом, работы по текущему ремонту объекта, необходимые для приведения их в состояние полной готовности к эксплуатации, в соответствии с наименованием и описанием объекта закупки (приложение N 5 к контракту), первичной технической документацией и разделом 19 контракта "Требования к работам".
Согласно пункту 5.1 раздела 5 контракта "Сроки и порядок выполнения работ" дата начала выполнения работ - не позднее десяти дней с даты заключения контракта.
Поскольку контракт заключен 17.12.2019, общество обязано было приступить к исполнению контракта не позднее 27.12.2019.
Согласно пункту 7.2.4 раздела 7 контракта "Права и обязанности исполнителя" общество обязалось в срок не позднее одного календарного дня с момента начала выполнения работ по контракту письменно уведомить заказчика о начале выполнения работ.
В соответствии с подпунктом 6.1.6 пункта 6.1 раздела 6 контракта "Права и обязанности заказчика" контракта заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в случае, если общество не приступило к выполнению Работ в указанные в пункте 5.1 раздела 5 "Срок и порядок выполнения работ" контракта сроки.
Исходя из того, что общество в установленный контрактом срок не приступило к выполнению работ, материалы для выполнения работ не завозило, представители общества на объекте отсутствовали (акты о от 05.03.2020, от 23.03.2020, от 22.04.2020), заказчик 12.05.2020 принял решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту и направил в управление обращение для разрешения вопроса о включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией управления по результатам рассмотрения данного вопроса принято решение от 16.06.2020 N 8/2069с о включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Службой рассмотрено обращение общества, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях комиссии управления при принятии названного решения.
По результатам рассмотрения обращения комиссией службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа вынесено решение от 15.07.2020 N ПУГОЗ-002/20.
Не согласившись с управлением и решением, общество решения от 16.06.2020 N 8/2069с и от 15.07.2020 N ПУГОЗ-002/20 и в судебном порядке.
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что общество в нарушение условий контракта в установленный срок не приступило к выполнению работ, материалы для выполнения работ не завозило, представители общества на объекте отсутствовали, в связи с чем заказчиком правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.
Действия комиссии управления, принявшей решение о включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, как сочли суды, не противоречат Закону о контрактной системе. Заказчиком не допущено нарушений требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, в решении службы правильно установлена дата надлежащего уведомления общества о принятом решении, а, следовательно, и дата расторжения контракта. Общество не вправе ссылаться на недостатки технической документации ввиду того, что не уведомило заказчика о приостановлении работ по контракту.
Между тем частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Как установили суды, предметом контракта является выполнение работ по текущем ремонту двух помещений - N 22 и 23 в упомянутом здании.
Между тем, по доводам общества, заказчик письмом от 24.01.2020 N 2/237 уведомил общество о замене помещения N 22 на помещение N 30, в том же здании и о необходимости учета данных изменений при закрытии работ по государственному контракту.
Как отмечает общество, актом передачи объекта в ремонт от 24.01.2020 для производства текущего ремонта учреждение предоставило обществу помещение N 23 и не предусмотренное контрактом помещение N 30, причем с просрочкой на 37 дней.
По утверждению общества, в материалах дела нет доказательств, подтверждающих исполнение учреждением обязательства по передаче (обеспечению доступа) обществу для выполнения работ, предусмотренного контрактом помещения N 22.
Таким образом, по мнению общества, заказчик не исполнил обязательства по предоставлению для ремонта предусмотренных контрактом помещений, в одностороннем порядке изменив условия государственного контракта.
Суд первой инстанции, а при повторном рассмотрении спора и суд апелляционной инстанции данные доводы общества не проверили и не оценили. В обжалуемых судебных актах не указаны мотивы, по которым суды отклонили данные утверждения общества.
Суды также не проверили доводы общества о том, что общество не было намерено уклониться от исполнения контракта, однако не имело возможности исполнить государственный контракт в соответствии с его условиями и требованиями законодательства, которым не соответствуют действия заказчика об изменении условий закупки и государственного контракта, а также бездействие заказчика.
При этом суды не рассмотрели доводы общества о ряде совершенных обществом действий в целях исполнения контракта.
Так, по доводам общества, отвечая на указание заказчика об одностороннем изменении условий контракта, общество письмом от 26.02.2020 N 68 уведомило заказчика, что замена помещения N 22 на помещение N 30 ведет к изменению приложения N 8 к контракту, что требует заключения дополнительного соглашения к контракту. При этом по условиям пункта 23.5 контракта допускается внесение изменений, не противоречащих законодательству о контрактной системе,
Общество также сделало следующие предложения, направленные на исполнение контракта, а именно: для ускорения документооборота дополнить контракт новым адресом исполнителя на территории Крыма; предоставить исполнителю на согласование измененный вариант приложения N 8 к контракту (без изменения вида работ); после согласования приложения N 8 к контракту заключить дополнительное соглашение к контракту; в случае, если контракт не может быть приведен в соответствии с изменившимися потребностями заказчика, расторгнуть контракт по соглашению сторон.
По доводам общества, письмом от 17.03.2020 N 108 общество помимо направления сметы, просило заказчика в целях исполнения контракта телеграфировать дату приемки-передачи помещений N 22, 23 по акту допуска для производства строительно-монтажных работ; допуск для производства строительно-монтажных работ.
На эти уведомления и предложения общества заказчик, по утверждению общества, не ответил, вносить изменения в государственный контракт, заключать дополнительное соглашение к нему не стал, равно как и отзывать свое указание о замене помещения, подлежащее ремонту по условиям контракта.
Как заявляет общество, общество не могло приступить и выполнить работы только в одном помещение - N 23 и не имело для этого оснований, поскольку в соответствии с условиями контракта частичное выполнение работ не допускается и обязанность заказчика по оплате работ возникает только после приемки работ в двух указанных в контракте помещениях.
Исходя из того, что при названных обстоятельствах общество не приступило к работам, общество выразило свое несогласие с применением судами положений пунктов 1 и 2 статьи 716 ГК РФ и указанием судов со ссылкой на эти нормы о том, что общество не уведомило о приостановке работ по контракту.
По мнению общества, при таких обстоятельствах у общества не имелось оснований для начала выполнения работ и иных действий, из несовершения которых заказчик усмотрел основания для отказа исполнения обществом контракта. Исходя из доводов общества заказчик не был заинтересован в выполнении обществом тех работ, которые были предусмотрены государственным контрактом.
Общество в подтверждение заявленных доводов и обстоятельств ссылается на ряд документов, имеющихся в материалах дела.
Между тем эти доводы общества суды также не проверили, не оценили поведение заказчика на предмет препятствования исполнению обществом контракта применительно к вопросу о недобросовестности действий общества. Признавая общество подлежащим включению в реестр недобросовестных поставщиков, суды не привели обоснование о том, какие общество могло предпринять действия по исполнению условий контракта при фактических обстоятельствах с учетом поведения заказчика, обязано ли было общество, приняв участие в аукционе исходя из его условий о предмете и заключив в последующем государственный контракт в соответствии с такими условиями, выполнять по одностороннему указанию заказчика иные работы не в соответствии с государственным контрактом.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из приведенных положений Закона о контрактной системе и данных Правил следует, что включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков допускается только в случае подтверждения контрольным органом в сфере закупок факта недобросовестных действий, допущенных участником закупки, которые направлены не на заключение контракта с заказчиком, недобросовестных действий, направленных на уклонение от его заключения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 95 Закона изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в ряде случаев.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права. При этом суду предлагается исходить из того, что отказ заказчика от исполнения государственного контракта в одностороннем порядке исходя из отдельных обстоятельств автоматически не свидетельствует о недобросовестности действий исполнителя по контракту как об основании для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков и не предрешает тот или иной результат рассмотрения данного вопроса, проверки оспариваемых решений службы и управления на предмет соответствия их закону.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 по делу N А40- 163605/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из приведенных положений Закона о контрактной системе и данных Правил следует, что включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков допускается только в случае подтверждения контрольным органом в сфере закупок факта недобросовестных действий, допущенных участником закупки, которые направлены не на заключение контракта с заказчиком, недобросовестных действий, направленных на уклонение от его заключения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июля 2021 г. N Ф05-14222/21 по делу N А40-163605/2020