город Москва |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А40-83630/20-93-624 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Кузовкина А.В.: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Московского УФАС России: Зориковой М.А. (дов. N 03-45 от 25.06.2021 г.);
от третьего лица Администрации поселения Внуковское в городе Москве: Эбирова Б.В. (дов. N 1/21 от 11.01.2021 г.);
рассмотрев 30 июня 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации поселения Внуковское в городе Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 декабря 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2021 г.,
по делу N А40-83630/20-93-624
по заявлению индивидуального предпринимателя Кузовкина Алексея Вячеславовича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
о признании незаконным решения от 19 марта 2020 г. по делу N 077/10/19-4903/2020,
третье лицо: Администрация поселения Внуковское в городе Москве,
УСТАНОВИЛ: в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение Администрации поселения Внуковское в городе Москве (далее - Администрация, заказчик, третье лицо) о включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя Кузовкина Алексея Вячеславовича (далее - ИП Кузовкин А.В., предприниматель, заявитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением заказчиком государственного контракта от 23 декабря 2019 г. N 3500305735719000046 (далее - контракт) по причине ненадлежащего исполнения предпринимателем условий контракта, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и автоматической пожарной сигнализации в зданиях Администрации (реестровый номер 0148300035119000044) (далее - аукцион).
По результатам рассмотрения указанного обращения комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - комиссия) Московского УФАС России было установлено, что по результатам аукциона между Администрацией (заказчик) и ИП Кузовкиным А.В. (исполнитель) был заключен контракт, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель берет на себя обязательство оказать услуги по техническому обслуживанию системы вентиляции и автоматической пожарной сигнализации в зданиях Администрации поселения Внуковское в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту).
Права и обязанности сторон установлены разделом 3 контракта.
Срок оказания услуг в соответствии с пунктом 11.2 контракта установлен с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
В соответствии с Техническим заданием исполнителю до начала проведения работ необходимо предоставить заказчику копии следующих документов:
лицензию согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" со следующим перечнем работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
квалификационное удостоверение о прохождении обучения по специальности: "Наладка, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты";
удостоверение допуска к работам по электробезопасности.
25 декабря 2019 г. Администрацией в адрес ИП Кузовкина А.В. направлено письмо о предоставлении в срок до 31 декабря 2019 г. документов, установленных Техническим заданием.
В связи с тем, что на момент начала оказания услуг по контракту предпринимателем не были предоставлены заказчику документы, подтверждающие соответствие исполнителя требованиям, предъявленным законодательством Российской Федерации и условиям Технического задания, 31 декабря 2019 г. заказчиком - Администрацией было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было получено предпринимателем 09 января 2020 г.
17 января 2020 г. Администрацией было принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи устранением исполнителем нарушений условий контракта и предоставлением необходимых документов для его исполнения.
Указанное решение было получено исполнителем 06 февраля 2020 г. (внутрироссийский почтовый идентификатор 10881742001244).
Согласно подпункту "в" подпункта 9.1. контракта, контракт расторгается досрочно в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения и осуществляется с соблюдением требований частей 8-25 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
20 января 2020 г. Администрацией повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что исполнитель в период с 17 по 19 января 2020 г. работы, предусмотренные контрактом, не выполнил, что подтверждается отсутствием записей в Журнале проведения осмотров за указанный период времени, и является нарушением условий Технического задания, которым предусмотрены работы с ежедневной периодичностью, а соответствующее обращение было направлено в антимонопольный орган.
Указанное решение было размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 20 января 2020 г.
19 марта 2020 г. по результатам рассмотрения обращения заказчика комиссией Московского УФАС России принято решение по делу N 077/10/19-4903/2020 о включении сведений об ИП Кузовкине А.В. в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, связи с ненадлежащим исполнением условий контракта.
Считая свои права нарушенными, ИП Кузовкин А.В. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому УФАС России о признании указанного решения незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 декабря 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Московского УФАС России от 19 марта 2020 г. по делу N 077/10/19-4903/2020 о проведении проверки по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. Суд обязал Московское УФАС России устранить в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Кузовкина А.В. в установленном законом порядке.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что исполнителем не были выполнены надлежащим образом свои обязательства по контракту. Приведены также доводы о том, что действующим законодательством не установлена обязанность заказчика уведомлять исполнителя об отмене ранее принятого им решения об одностороннем отказе от исполнения контракта иным образом, кроме как опубликованием его на официальном сайте ЕИС.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Московского УФАС России с доводами жалобы согласился.
ИП Кузовкин А.В. в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок и условия изменения, расторжения контракта установлены в статье 95 Закона о контрактной системе, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8); заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 (далее - Правила N 1062), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений частей 6 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку антимонопольным органом не были проверены сведения о наличии фактов не исполнения предпринимателем контракта в период с 17 января 2020 г. по 19 января 2020 г. и о добросовестности с его стороны.
При этом судами принято во внимание, что до момента извещения заказчиком об отмене первого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31 декабря 2019 г. (решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15 января 2020 г.) исполнитель не мог приступить к выполнению договорных обязательств, поскольку не был надлежащим образом извещен о возможности начала исполнения договорных обязательств, что в последующем привело к принятию необоснованного вынесения заказчиком повторного решения от 21 января 2020 г.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 декабря 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2021 г. по делу N А40-83630/20-93-624 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации поселения Внуковское в города Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений частей 6 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2021 г. N Ф05-14676/21 по делу N А40-83630/2020