г. Москва |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А40-61851/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Андрейчикова Е.В., по доверенности от 16 04 2021,
от заинтересованного лица: Орехова Е.С., по доверенности от 30.12.2020
от третьего лица: Иванова А.С., по доверенности от 28.12.2020, Климаков К.В., по доверенности от 15 12 2020,
рассмотрев 30 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
АО "ДИКСИ Юг"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2020,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021
по заявлению АО "ДИКСИ Юг"
к Московской областной таможне
третье лицо: ФТС России
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общества "ДИКСИ Юг" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - ответчик, Таможня) о признании незаконным решения таможенного поста Можайский Московской областной таможни об отказе в восстановлении преференциального режима, формализованное письмом от 07 февраля 2020 года N 54-17/20; об обязании восстановить нарушенные права общества путем принятия решений о восстановлении тарифных преференций в отношении товаров, ввезенных по указанным в исковом заявлении таможенных декларациях (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, участвует ФТС России.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе акционерное общества "ДИКСИ Юг" просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции, и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, удовлетворив заявление общества. Заявитель жалобы считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами не в полной мере были выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, что привело к несоответствию изложенных в судебных актах выводов, фактическим обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права. Общество указывает, что в постановлении суда апелляционной инстанции неверно указан предмет судебного спора, дополнены основания принятого таможенным органом решения.
В материалы дела ответчиком и третьим лицом представлены отзыв и письменные объяснения в порядке статьи 81 АПК РФ, по доводам кассационной жалобы общества возражают, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Истцом представлены возражения на отзыв третьего лица и ходатайство о приобщении документов. Ходатайство подлежит отказу в удовлетворении, поскольку кассационный суд не вправе приобщать доказательства к делу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, явившиеся представители истца, ответчика и третьего лица, поддержали изложенные в жалобе и представленных в материалы дела отзывах, пояснениях доводы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами из материалов дела, общество при таможенном декларировании товара "яблоки свежие..." в соответствии со статьей 183 ТК ТС представило в таможенный орган (Московская областная таможня) следующие документы: декларация на товары; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (фитосанитарный сертификат); документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях предоставления тарифных преференций, ограничений или запрета на ввоз товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); бухгалтерские документы.
В отношении данного товара АО "ДИКСИ ЮГ" заявлены тарифные преференции в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 г.
В качестве основания для предоставления преференциального режима представлены сертификаты о происхождении товаров по форме СТ-2, выданные уполномоченным органом Республики Сербия.
В соответствии с принятыми таможенным органом решениями о выпуске товаров по данным ДТ, товары выпущены с предоставлением тарифных преференций.
В ходе проверки документов и сведений после выпуска товаров по данным ДТ, Московской областной таможней в рамках статьи 99 ТК ТС представленные сертификаты направлены в вышестоящий таможенный орган для направления верификационного запроса в уполномоченный орган Республики Сербия о подтверждении факта выдачи Сертификатов, а в целях проверки достоверности заявленных сведений запрошены документы, на основании которых они выдавались.
В своем ответе уполномоченный орган Республики Сербия подтвердил факт выдачи сертификатов, однако запрашиваемые документы, подтверждающие заявленный в Сертификатах критерий "Р", представлены не были.
В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Правил определения страны происхождения товаров (далее - Правила), являющимися неотъемлемой частью Протокола от 22 июля 2011 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии, если полученные результаты последующей проверки (верификации) не позволяют установить подлиность сертификатов или действительное происхождение товаров и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат, не представлены, тарифные преференции (режим свободной торговли) не предоставляются.
По итогам проведенных таможенным органом проверок документов и сведений после выпуска товаров по данным ДТ, Московская областная таможня направила в адрес АО "ДИКСИ ЮГ" решения об отказе в предоставлении преференциального режима в отношении товара, формализованные письмами Московской областной таможни от 07.03.2019 N 18-06/07909 и от 28.03.2019 N 18-06/10599.
Не согласившись с данными решениями, АО "ДИКСИ ЮГ" оспорило их в судебном порядке.
Судебными актами по делам N А40-108375/19-148-626 и А40-85852/19-93-734 в удовлетворении требований АО "ДИКСИ ЮГ" отказано, оспариваемые решения признаны законными и обоснованными.
Как указывает заявитель, после его обращения в АИПП, АИПП и поставщиком спорного товара в адрес таможенной администрации Республика Сербия направлены запросы, ответным письмом таможенная служба Республика Сербия сообщила, что письмом от 27.09.19 в адрес ФТС России направлены документы, непредставление которых ранее было положено в обоснование решений об отказе в преференциальном происхождении товаров. Указанные документы были получены ФТС России 07.10.19.
АО "ДИКСИ Юг" 20.12.19 обратилось с заявлением в Московскую областную таможню о проведении таможенного контроля в отношении спорных товаров на основании полученных ФТС России из Республики Сербия документов и восстановлении тарифных преференций по итогам такого контроля.
После повторного заявления АО "ДИКСИ Юг" от 04.02.2020 о восстановлении тарифного преференциального режима, Московской областной таможней 07.02.2020 вынесено решение об отказе в восстановлении тарифных преференций и внесении соответствующих изменений в ДТ, формализованное письмом N 54-17/20.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций, подтверждая законность оспариваемого решения таможни, исходили из следующего.
Согласно статьи 2 и 3 Правил определения страны происхождения товаров (далее - Правила), являющимися неотъемлемой частью Протокола от 22 июля 2011 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению страной происхождения товара считается государство Стороны, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с Правилами.
Как следует из пункта 1 статьи 62 ТК ТС при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 110 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
Статьей 35 Договора установлено, что режим свободной торговли товарами в пониманий ГАТТ 1994 устанавливается в торговле с третьей стороной на оснований международного договора Евразийского экономического союза с такой третьей стороной с учетом положений статьи 102 Договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Договора, несмотря на положения статьи 35 Договора, государства-члены вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании заключенных до 1 января 2015 года международного договора этого государства-члена с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства-члены.
Пунктом 4 статьи 37 Договора установлено, что для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.
Режим свободной торговли в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии, предоставляется в соответствии с Соглашением.
Как следует из статьи 1 Соглашения, Российская Федерация и Югославия (далее - Стороны) либерализуют взаимную торговлю в соответствии с положениями Соглашения и правилами Всемирной торговой организации в целях установления режима свободной торговли. Согласно статье 4 Соглашения Стороны ежегодно согласуют изъятия из режима, предусмотренного статьей 1 Соглашения, которые будут применяться на основе двусторонних протоколов, подписываемых Сторонами в соответствии с законодательством своих государств.
Во исполнение статьи 4 Соглашения 22 июля 2011 г. Стороны подписали Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г. (далее - Протокол).
Согласно пункту 1 статьи 8 Правил товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если, в числе прочего государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Пунктом 3 статьи 11 Правил установлено, что уполномоченные органы Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
Таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождение товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат (пункт 4 статьи 11 Правил).
Последующая проверка (верификация) должна быть осуществлена в возможно короткий срок и информация о ее результатах должна быть направлена в таможенный орган, направившийся запрос, не позднее 6 месяцев с даты направления запроса (пункт 7 статьи 11 Правил).
Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ) введен запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293 и от 12 июля 2018 г. N 420" запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации товары, классифицируемые в товарной позиции "0808" ("яблоки свежие") единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, происходящие, в том числе с территории стран Европейского союза и Черногории.
В сентябре 2017 года в ФТС России поступило письмо ГТК Республики Беларусь, в котором белорусской стороной до ФТС России доведена информация о выявлении роста объемов ввоза как на территорию Республики Беларусь так и на территорию Российской Федерации товара "яблоки свежие", происходящего с территории Республики Сербия. При этом в ходе проведенной проверки происхождения товаров таможенными органами Республики Беларусь значительное количество сертификатов о происхождении товаров, выданных уполномоченными органами Республики Сербия, были не признаны.
В рамках проведения проверки фактов, изложенных в обращении ГТК Республики Беларусь, ФТС России проведен анализ декларирования товара "яблоки свежие", происходящего как с территории Республики Сербия, так и из других стран, по данным которого Сербия значительно нарастила поставки уже в 2014 году и поставки в 2016 году стали практически в 3 раза больше 2013 года. Учитывая, что Республика Сербия имеет общие границы со странами Европейского союза и Черногорией у ФТС России возникли подозрения относительно ввоза под видом товаров, происходящих с территории Республики Сербия, товаров, попадающих под действие Указа Президента РФ ("санкционных товаров").
На основании изложенного, а также в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификатах о происхождении товаров ФТС России в рамках статьи 11 Правил направлен запрос в Департамент происхождения товаров Таможенной администрации Республики Сербия - компетентный орган Республики Сербия, уполномоченного выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров формы "СТ-2" на товары, происходящие и экспортируемые с территории Республики Сербия, (письма ФТС России от 10.11.2017 NN 06-86/63692, 06-86/63693, от 13.11.2017 NN 06-86/64002, 06-86/64003, 06-86/64004, от 14.11.2017 N 06-86/64256, от 16.11.2017 N 06-86/64704) с просьбой проверить представленные в таможенные органы сертификаты на предмет факта их выдачи и достоверности содержащихся в них сведений, а также представить копии документов, которые представлялись в уполномоченные органы Республики Сербия и на основании которых выдавались соответствующие сертификаты.
В нарушение пункта 7 статьи 11 Правил ответ от компетентного органа Республики Сербия на верификационные запросы ФТС России от 10.11.2017 N 06-86/63693, от 13.11.2017 N 06-86/64004 представлен 18.07.2018 N 148-07-483-07-1383/5/2017 (реестровый учет от 09.08.2018).
Согласно представленной информации, компетентным органом Республики Сербия подтвержден факт выдачи сертификатов.
Вместе с тем, документы, на основании которых были сделаны выводы о выполнении в отношении товара "яблоки свежие" критерия происхождения "Р" и выданы указанные сертификаты, сербской стороной в ФТС России не представлены.
В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Правил, если полученные результаты последующей проверки (верификации) не позволяют установить подлинность сертификатов (декларации о происхождении товара) или действительное происхождение товаров и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат, не представлены, тарифные преференции (режим свободной торговли) не предоставляются.
Необходимо отметить, что Правилами установлены обстоятельства, при наступлении которых таможенный орган стороны импорта должен отказать в предоставлении тарифных преференций, к числу которых относится нарушение условий административного сотрудничества, а именно неполучение в установленные Правилами сроки (6 месяцев) ответа на верификационный запрос, и (или) не предоставление копий документов, на основании которых был выдан сертификат (статья 13 Правил).
Подобные положения основаны на взаимных договоренностях и обязательствах сторон международных соглашений и создают механизм, направленный на недопустимость нарушений со стороны органов и организаций договаривающихся сторон, которые вовлечены в реализацию данных соглашений, а при выявлении нарушений предусматривают соответствующую ответственность.
В связи с вышеизложенным, преференциальный режим в отношении товара "яблоки свежие..." (товарная позиция - 0808 ТН ВЭД ЕАЭС), задекларированного по ДТ, список которых приведен заявителем в своем заявлении, не предоставляется.
В соответствии с пунктом 4 ст. 49 ТК ЕАЭС, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.19 N 64 установлены случаи и условия восстановления тарифных преференций.
В соответствии со статьей 35 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) режим свободной торговли товарами в понимании ГАТТ 1994 устанавливается в торговле с третьей стороной на основании международного договора Евразийского экономического союза (далее - Союз) с такой третьей стороной с учетом положений статьи 102 Договора.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 102 Договора установлено, что, несмотря на положения статьи 35 Договора, государства - члены Союза вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании заключенных до 1 января 2015 года международного договора этого государства - члена с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства -члены Союза.
Для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, в соответствии с пунктом 4 статьи 37 Договора, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.
Применение режима свободной торговли между Россией и Сербией установлено Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000.
Определение происхождения товаров для целей предоставления режима свободной торговли во взаимной торговле с Республикой Сербия осуществляется в соответствии с Протоколом от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 (далее - Правила).
Таким образом, определение и подтверждение происхождения товаров, ввозимых из Республики Сербия для целей предоставления тарифных преференций, а также порядок восстановления тарифных преференций определяется согласно положениями Правил, а не Решения и ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Правил товары, происхождение которых не установлено или происхождение которых установлено, но при этом в отношении которых не может быть применен режим свободной торговли, ввозятся в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования государства данной Стороны.
Положениями пункта 4 статьи 8 Правил установлено, что в отношении товаров, указанных в пункте 3 настоящей статьи, может применяться (восстанавливаться) режим свободной торговли на территориях государств Сторон при условии получения надлежащего удостоверения их происхождения (представление сертификата и при необходимости других документов, подтверждающих страну происхождения товаров) до истечения 12 месяцев со дня регистрации таможенной декларации в стране ввоза (кроме установления случаев фальсификации сертификата).
Таким образом, согласно положениям действующих нормативных актов восстановление тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии, возможно только до истечения 12 месяцев со дня регистрации ДТ при условии получения надлежащего удостоверения происхождения таких товаров.
Заявление АО "ДИКСИ Юг" от 04.02.2020 о восстановлении тарифного преференциального режима подано с нарушением 12 месячного срока (декларирование товаров осуществлялось с января по сентябрь 2017 года), равно как и документы, представленные сербской стороной (письмо от 27.09.2019 N 148-07-483-07-1383/10/2017) в качестве подтверждающих выполнение критерия происхождения, заявленного в представленных АО "ДИКСИ Юг" сертификатах о происхождении товаров формы "СТ-2".
При этом принимается во внимание письмо компетентного органа Республики Сербии от 21.06.2019 N 148-11-483-01-353/2/2019 (далее - Письмо), согласно которому "во избежание возможных злоупотреблений и для целей упрочнения мер контроля, подлежащих применению при экспорте товаров в Российскую Федерацию, Таможенным управлением Республики Сербии были выпущены Приказы от 12.09.2014 N 148-06-483-01-294/2/201 и от 30.03.2017 N 148-11-483-01-294/3/2014, которые содержат распоряжения всем Таможенным подразделениям (включая все компетентные таможенные подразделения и таможенных декларантов, далее - Таможни) в ходе реализации процедур таможенного оформления экспорта обеспечивать представление экспортером одного комплекта документов, подтверждающих происхождение товаров, а также подачу запроса на проверку документального подтверждения происхождения товаров. Данными приказами предусматривается подача документов в дополнение к форме сертификата "СТ-2".
Комплекты документов, представленные письмом уполномоченного органа Республики Сербии от 27.09.2019 N 148-07-483-07-1383/10/2017 содержат инвойсы (счет-фактуры), экспортные декларации, фитосанитарные сертификаты, сертификаты, накладные, свидетельства о выкупе и т.д, и являются неполным, по сравнению с тем, что указано в Письме. Ко всему прочему, практически все представленные документы являются коммерческими и не подтверждают, что товар "яблоки..." выращен на территории Республики Сербии.
Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с Решением в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, декларантом таких товаров представляется в соответствии с разделом IV Решения N 289 корректировка ДТ.
Согласно пункту 12 Решения N 289 для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная корректировка ДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ.
Таможенный орган может отказать во внесении изменений в ДТ по следующим основаниям (пункт 18 Решения N 289):
а) обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 Решения N 289, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Решения N 289, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС (3 года со дня выпуска товара);
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 Решения N 289;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 Решения N 289, или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 Решения N 289.
Среди оснований для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров присутствуют такие основания, как нарушение трехгодичного срока, а также нарушение требования пункта 12 Решения N 289.
Обращение о восстановлении тарифных преференций по части ДТ было подано с нарушением срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС, и в нарушение пункта 12 Решения N 289 не были предоставлены электронные корректировки ДТ (электронные корректировки ДТ были предоставлены только в апреле 2020 года).
Таким образом, в связи с несоблюдением требований, установленных Решением N 289, внесение изменений в ДТ невозможно и как следствие невозможно восстановление тарифных преференций.
Положения статьи 314 ТК ЕАЭС регламентируют таможенный контроль происхождения товаров при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, указанная позиция подтверждается пунктом 3 статьи 314 ТК ЕАЭС в котором прописан срок принятия решения о происхождении товара по результатам рассмотрения сведений, полученных по запросу, предусмотренному пунктом 2 статьи 314 ТК ЕАЭС. Если бы положения статьи 14 ТК ЕАЭС были применимы к формам контроля, применяемым как до выпуска товаров, так и после выпуска товаров, то не было бы необходимости выделять сроки принятия решения только в рамках контроля, проводимого до выпуска. Указанная позиция логична и с той точки зрения, что согласно пункту 7 статьи 314 ТК ЕАЭС при подтверждении впоследствии происхождения товаров меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависело от происхождения товаров, применяются исходя из подтвержденного происхождения товаров.
Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ) введен запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293 и от 12 июля 2018 г. N 420" запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации товары, классифицируемые в товарной позиции "0808" ("яблоки свежие") единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, происходящие, в том числе с территории стран Европейского союза и Черногории.
Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" установлено, что ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению.
В соответствии с Правилами уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского Союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 774, запрещенная к ввозу продукция подлежит незамедлительному изъятию и уничтожению после оформления акта (протокола) о факте изъятия.
Таким образом, положения статьи 314 ТК ЕАЭС, в том числе и пункта 7 данной статьи, могут применяться исключительно при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров.
При этом Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с Договором, Положением о Комиссии (приложение 1 к Договору), а также Регламентом работы Комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 N 98. В частности, к полномочиям Комиссии не относятся вопросы толкования и интерпретации положений Договора, международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Союза, а также органов Союза.
В соответствии с пунктом 46 Приложения 2 к Договору разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза осуществляет Суд Евразийского экономического союза.
Судом не установлено, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем оснований, достаточных для отмены оспариваемого решения, судом не установлено.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А40-61851/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Правилами уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского Союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 774, запрещенная к ввозу продукция подлежит незамедлительному изъятию и уничтожению после оформления акта (протокола) о факте изъятия.
Таким образом, положения статьи 314 ТК ЕАЭС, в том числе и пункта 7 данной статьи, могут применяться исключительно при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров.
При этом Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) осуществляет свою деятельность в соответствии с Договором, Положением о Комиссии (приложение 1 к Договору), а также Регламентом работы Комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 N 98. В частности, к полномочиям Комиссии не относятся вопросы толкования и интерпретации положений Договора, международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Союза, а также органов Союза."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 июля 2021 г. N Ф05-10062/21 по делу N А40-61851/2020