город Москва |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А40-182051/20-84-1242 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Каширская ГРЭС": Чутчева И.С. (дов. N 11 от 20.01.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Роспотребнадзора: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Роспотребнадзора по Московской области: Никифоровой М.А. (дов. N 15/27-05 от 11.01.2021 г.);
от третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 30 июня 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Каширская ГРЭС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2021 г.,
по делу N А40-182051/20-84-1242
по заявлению акционерного общества "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Каширская ГРЭС"
к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
о признании незаконным бездействия,
третьи лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ: 10 апреля 2017 г. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации издано постановление N 50 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса филиала "Каширская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация", расположенного на территории г. Кашира-2 Московской области", которым установлен размер санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса "Каширская ГРЭС" (далее - постановление N 50).
Ссылаясь на то, что до настоящего времени сведения о санитарно-защитной зоне комплекса Каширской ГРЭС не внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), акционерное общество "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Каширская ГРЭС" (далее - АО "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Каширская ГРЭС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении возложенных на него обязанностей по установлению санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса филиала "Каширская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", расположенного на территории г. Кашира-2 Московской области, об обязании Роспотребнадзор переоформить постановление N 50 и включить в его состав сведения о границах санитарно-защитной зоны имущественного комплекса филиала "Каширская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", об обязании Роспотребнадзор направить копию решения об установлении санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса филиала "Каширская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", расположенного на территории г. Кашира-2 Московской области в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области) для внесения сведений о санитарно-защитной зоне в ЕГРН.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Московской области) и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2021 г., в удовлетворении заявленных требования отказано.
В кассационной жалобе АО "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Каширская ГРЭС" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в постановлении N 50 графического описания местоположения границ зоны, перечня координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, что препятствует внесению сведений о санитарно-защитной зоне Каширской ГРЭС в ЕГРН.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Каширская ГРЭС" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления Роспотребнадзора по Московской области против ее удовлетворения возражал.
Представители Роспотребнадзора и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 части 8 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 342-ФЗ) до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года путем согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством.
Частью 9 указанной статьи предусмотрено, что в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Из пункта 10 статьи 26 Закона N 342-ФЗ следует, что зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Согласно части 11 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, если положением о зоне с особыми условиями использования территории, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установлены требования к предельным размерам указанной зоны, правила определения размера указанной зоны (подзоны), перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанной зоны (подзоны), отличные от установленных на дату установления зоны с особыми условиями использования территории, до 1 июля 2024 года указанные в пункте 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, обязаны обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об изменении зоны с особыми условиями использования территории (в случае изменения границ зоны с особыми условиями использования территории с приложением сведений о границах указанной зоны). Если положением о зоне с особыми условиями использования территории, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установлены требования к предельным размерам указанной зоны, которые меньше, чем размер ранее установленной зоны, или не предусмотрены ограничения использования земельных участков, которые были ранее установлены в границах зоны, с заявлением об изменении зоны с особыми условиями использования территории (в случае изменения границ зоны с особыми условиями использования территории с приложением сведений о границах указанной зоны) в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, вправе обратиться иные заинтересованные граждане, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления. Органами государственной власти или органами, местного самоуправления, уполномоченными на принятие решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, в срок не более чем один месяц со дня поступления данных заявлений либо при отсутствии указанных в пункте 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) правообладателей зданий, сооружений или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением таких зданий, сооружений, до I января 2025 года должны быть внесены изменения в решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории или принято новое решение об установлении указанной зоны в соответствии с предельными размерами зоны с особыми условиями использования территории, правилами определения размера указанной зоны (подзоны), перечнем ограничений использования земельных участков, предусмотренными положением о зоне с особыми условиями использования территории. утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Порядок внесения сведений в ЕГРН о зонах регулируется статьей 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ) и Правилами о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 (далее - Правила направления документов).
Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. N 222 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 20 Правил к решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент принятия постановления N 50 порядок установления санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) был установлен СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в соответствии с которым изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2).
В соответствии с пунктами 3.9 и 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 граница СЗЗ на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками (пункт 3.9), а в проекте СЗЗ должны быть определены, в том числе размер и границы СЗЗ.
Судами установлено, что размеры и границы СЗЗ объекта общества установлены и утверждены в текстовой части постановления N 50.
Приняв во внимание, что Положение о санитарно-защитных зонах Правительством Российской Федерации не утверждено, суды пришли к выводу о том, что внесение изменений в постановление N 50 не требуется.
Судами также установлено, что в подтверждении направления копии постановления N 50 в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области Роспотребнадзором представлено письмо от 13 апреля 2017 г. N 01/20-17-23 с указанием на приложение CD-диска (л.д. 120), а также журнал учета отправлений исходящей корреспонденции с 01 января 2017 г. по 31 мая 2018 г. (л.д. 118-119).
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2021 г. по делу N А40-182051/20-84-1242 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Интер РАО - Электрогенерация" в лице филиала "Каширская ГРЭС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок внесения сведений в ЕГРН о зонах регулируется статьей 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ) и Правилами о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 (далее - Правила направления документов).
Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. N 222 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 20 Правил к решению об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны прилагаются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать наименование административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек ее границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2021 г. N Ф05-14899/21 по делу N А40-182051/2020