Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 февраля 2004 г. N А68-АП-319/Я-03
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя: ОАО "ТПЗ" Т.С.А. - представитель по довер. б/н от 15.12.2003 г. (сроком до 31.12.04 г.); Б.Д.И. - вед. юрисконсульт дов. N 090/3 от 19.12.2003 г. (до 31.12.04 г.); от заинтересованного лица: МИМНС по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области, г. Тула, на решение от 30 октября 2003 года Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-319/Я-03, установил:
Открытое акционерное общество "ТПЗ", г. Тула, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее Инспекция) N 209-Ф от 11.06.2003 года в части привлечения заявителя к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ на общую сумму 5 450 рублей 11 копеек (п.п. 1.1.-1.2.), взыскания неполностью уплаченного единого социального налога за 2001 год в сумме 30 750 рублей 66 копеек, страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000 год в сумме 225 рублей (п.п. 2.1. "б", "в") и пени за несвоевременную уплату налога и взносов на общую сумму 3 081 рубль 17 копеек (п. 2.1. "г").
Решением Арбитражного суда Тульской области от 30.10.2003 года требования ОАО "ТПЗ" удовлетворены. Решение Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области N 209-Ф от 11.06.2003 года в части привлечения заявителя к налоговой ответственности в виде штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ на общую сумму 5 450 рублей 11 копеек, взыскания неполностью уплаченного единого социального налога за 2001 год в сумме 30 750 рублей 66 копеек и пени за неуплату ЕСН в сумме 2 828 рублей 49 копеек, взыскания страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000 год в сумме 225 рублей и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на общую сумму 252 рубля 68 копеек признано недействительным и несоответствующим требованиям ст. ст. 236, 237 НК РФ, Федерального закона N 197-ФЗ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение Арбитражного суда Тульской области от 30.10.2003 года отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "ТПЗ". Заявитель жалобы полагает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятым с нарушениями норм материального права, в частности ст. ст. 236, 237 НК РФ, а также норм Федерального закона от 20.11.1999 года N 197-ФЗ.
Представитель Инспекции в судебное заседание не явился.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителя Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители ОАО "ТПЗ", возражая доводам заявителя кассационной жалобы, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения как принятый законно и обоснованно.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Тульской области от 30.10.2003 года следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства дела. Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ОАО "ТПЗ", в ходе которой установлены следующие нарушения: неполная уплата налога на доходы физических лиц за 2001 год в сумме 304 рубля; неполная уплата единого социального налога за 2001 год в сумме 30 750 рублей 66 копеек; неполная уплата страховых взносов по внебюджетным фондам за 2000 год в сумме 225 рублей.
Результаты проверки отражены в акте N 322-Ф от 16.05.2003 года.
Из указанного акта следует, что неуплата единого социального налога за 2001 год произошла вследствие того, что в нарушение п. 1 и п. 4 ст. 237 НК РФ в налоговую базу по ЕСН за 2001 год не включалась материальная выгода, полученная работниками и членами их семей в виде полной или частичной оплаты за них предприятием стоимости путевок в санаторий-профилакторий "Я", путевок в пионерский лагерь, стоимости питания в санатории-профилактории "Я", посещения плавательного бассейна, стоимости товаров на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях физическим лицам. В результате доначислен ЕСН в сумме 30 750 рублей 66 копеек.
Неполная уплата страховых взносов во внебюджетные фонды, как следует из акта проверки, обусловлена тем, что в нарушение Федерального закона от 20.11.1999 года N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", Постановлений Правительства РФ N 765, N 1193, в облагаемую базу по ГФЗН, ФСС в 2000 году не включались оплата стоимости абонементов на посещение бассейна ООО ФК "А" для занятий плаванием работников предприятия. В результате доначислены страховые взносы в сумме 225 рублей.
11.06.2003 года руководителем Инспекции было вынесено решение N 209-Ф о привлечении ОАО "ТПЗ" к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату страховых взносов во внебюджетные фонды в виде штрафа в сумме 5 465 рублей 11 копеек, к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в сумме 740 рублей 80 копеек, к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам за 2001 год в виде штрафа в сумме 100 рублей. В решении ОАО "ТПЗ" предложено кроме штрафа уплатить сумму неполностью уплаченного единого социального налога за 2001 год в сумме 30 750 рублей 66 копеек, сумму неполностью уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000 год в сумме 225 рублей, пени за несвоевременную уплату налогов.
В настоящем заявлении ОАО "ТПЗ" оспаривало указанное решение налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату единого социального налога и страховых взносов, в части взыскания неполностью уплаченных единого социального налога и страховых взносов, а также в части взыскания пени за несвоевременную уплату ЕСН и страховых взносов.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
На основании п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Применительно к единому социальному налогу объектом налогообложения для организаций в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемый период) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе: вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Вместе с тем, в п. 4 названной статьи предусмотрено, что указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций.
Таким образом, при определении объекта налогообложения по единому социальному налогу нормы п. 1 ст. 236 НК РФ применяются с учетом положений п. 4 указанной статьи.
Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ налоговая база для работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
Как установлено судом и не оспаривается Инспекцией, ОАО "ТПЗ" произвел оплату стоимости путевок, питания, абонементов плавательного бассейна, оплату стоимости товара, полученного на условиях, более выгодных, по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях, за счет средств, оставшихся в распоряжении заявителя организации после уплаты налога на прибыль.
Поскольку указанные выплаты в рамках ст. 236 НК РФ не являются объектом налогообложения, то ОАО "ТПЗ" обоснованно не начислило на них социальный налог.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обжалуемое решение Инспекции в части привлечения ОАО "ТПЗ" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату сумм единого социального налога за 2001 год в виде занижения налоговой базы, а также в части взыскания неполностью уплаченного единого социального налога за 2001 год и пени является незаконным и несоответствующим ст. ст. 236, 237 НК РФ.
Верным является и вывод суда первой инстанции о неправомерном привлечении ОАО "ТПЗ" к налоговой ответственности за неполную уплату страховых взносов во внебюджетные фонды по п. 1 ст. 122 НК РФ и доначислении указанных взносов и пени за 2000 год.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и Фонды обязательного медицинского страхования в 2000 году производилась на основании Федерального закона от 20.11.1999 года N 197-ФЗ, в котором определено, что взносы выплачиваются по тарифу в процентном соотношении от выплат в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям, независимо от источников финансирования.
Доначисление во внебюджетные фонды было произведено Инспекцией в ходе проверки ОАО "ТПЗ" в связи с тем, что в налогооблагаемую базу по взносам в ГФЗН и ФСС в 2000 году предприятием не включалась оплата стоимости абонементов на посещение бассейна работниками ОАО "ТПЗ".
Судом первой инстанции правомерно указано, что произведенная оплата абонементов в бассейн носила разовый характер и была произведена за счет средств, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты налога на доходы организаций. Оплата ОАО "ТПЗ" абонементов в бассейн не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, поскольку она не предусмотрена ни коллективным договором, ни договором с конкретным работником.
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2000 года N 55 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" разъяснено, что действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в ПФ РФ являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов в ПФ РФ являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
Поскольку Федеральным законом от 20.11.1999 года N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" определен одинаковый объект налогообложения по взносам в различные внебюджетные фонды, а действующее законодательство исключает из объекта налогообложения по взносам в Пенсионный фонд РФ выплаты, начисленные не за выполнение трудовых обязанностей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в объект налогообложения по взносам в ФСС и ГФЗН также не следует включать выплаты, произведенные не в связи с исполнением работником трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требования ОАО "ТПЗ", признав решение Инспекции N 209-Ф от 11.06.2003 года в части привлечения заявителя к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, взыскания неполностью уплаченного единого социального налога за 2001 год, взыскания страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000 год и пени за несвоевременную уплату налога и взносов недействительным и несоответствующим требованиям ст. ст. 236, 237 НК РФ, Федерального закона N 197-ФЗ.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области, а решение Арбитражного суда Тульской области от 30.10.2003 года считает законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 30 октября 2003 года Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-319/Я-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Федеральным законом от 20.11.1999 года N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" определен одинаковый объект налогообложения по взносам в различные внебюджетные фонды, а действующее законодательство исключает из объекта налогообложения по взносам в Пенсионный фонд РФ выплаты, начисленные не за выполнение трудовых обязанностей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в объект налогообложения по взносам в ФСС и ГФЗН также не следует включать выплаты, произведенные не в связи с исполнением работником трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требования ОАО "ТПЗ", признав решение Инспекции N 209-Ф от 11.06.2003 года в части привлечения заявителя к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, взыскания неполностью уплаченного единого социального налога за 2001 год, взыскания страховых взносов во внебюджетные фонды за 2000 год и пени за несвоевременную уплату налога и взносов недействительным и несоответствующим требованиям ст. ст. 236, 237 НК РФ, Федерального закона N 197-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 февраля 2004 г. N А68-АП-319/Я-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании