г. Москва |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А41-32885/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен,
от ответчика (заинтересованного лица): не явился, извещен,
рассмотрев 01 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации городского округа Красногорск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2020,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021
по заявлению Администрации городского округа Красногорск Московской области
к ТУ Росимущества в Московской области
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, АО "Агрокомплекс Горки-2", Главное управление культурного наследия Московской области
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:54,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Красногорск Московской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:78.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют Управление Росреестра по Московской области, акционерное общество "Агрокомплекс Горки-2", Главное управление культурного наследия Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.12.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций, как принятые с нарушением норм права, дело направить на новое рассмотрение.
Несогласие с выводами судов обусловлено неправильным определением обстоятельств имеющих значение для дела.
В материалы дела от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в которой заявитель возражает против доводов жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения; от третьего лица - Главное управление культурного наследия Московской области поступили пояснения на кассационную жалобу, которые содержат ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. В материалы дела от администрации также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ходатайства истца и третьего лица рассмотрены судом и удовлетворены в порядке статьи 156 АПК РФ.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами из материалов дела, постановлением Главы Красногорского района Московской области от 14.08.2003 N 1246/8 утверждены границы земельного участка площадью 22,200 га, предоставляемого в аренду ЗАО "Агрокомплекс Горки-2" для производства сельскохозяйственной продукции в урочище "Лохин остров" вблизи д. Глухово Красногорского района.
На основании указанного постановления на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:78 площадью 222000 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для производства сельскохозяйственной продукции.
Между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области и ЗАО "Агрокомплекс Горки-2" заключен договор аренды от 20.09.2006 N 12213-Z сроком до 28.06.2055 (п. 1 дополнительного соглашения от 26.12.2008).
Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, земельный участок передан арендатору.
Выпиской из ЕГРН подтверждается регистрация обременения прав на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:78 в виде аренды по договору от 20.09.2006 N 12213-Z в пользу АО "Агрокомплекс Горки-2". При этом в ЕГРН внесены сведения от 05.09.2011 о нахождении участка в собственности Российской Федерации.
Администрацией городского округа Красногорск Московской области заявлено требование, мотивированное наличием у нее в силу закона полномочий по распоряжению спорным земельным участком, право собственности на которое не разграничено, в том числе в целях ведения экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 статьи 16 ЗК РФ предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов.
Разрешая спор суды первой и апелляционной инстанций, на основании оценки представленных в материалы дела документов, пришли к выводу, что земельный участок в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ находится в собственности Российской Федерации, поскольку входит в границы памятника истории и культуры федерального значения, в связи с чем основания для удовлетворения требований отсутствуют.
При этом суды исходили из того, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:78 зарегистрировано в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Постановлением Правительства МО от 30.05.2001 N 156/18, Федеральным законом N 29-ФЗ "О музеях".
Приказом Минкультуры России от 01.09.2016 N 1995 "О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII - начало XX века (Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское) и утверждении границ их территории" установлено, что объекты, составляющие Ансамбль усадьбы "Архангельское" относятся к федеральной собственности, в приложении N 2 к данному приказу содержится описание границ территории объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII - начало XX века (Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское).
Постановлением Правительства МО от 30.05.2001 N 156/18 утверждены границы территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района. Постановление утратило силу в связи с принятием постановления Правительства МО от 26.05.2020 N 282/15, которым установлены зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII - начало XX века".
Согласно заключению Главного управления культурного наследия Московской области и письму Министерства культуры Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:78 полностью расположен в границах Ансамбля усадьбы "Архангельское".
Приведенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов и им дана исчерпывающая правовая оценка применительно к установленным обстоятельствам дела, свидетельствующим о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:78 полностью входит в территорию памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское", охранную зону такого памятника истории и культуры.
Как верно отмечено судами, наличие действующего договора аренды не свидетельствует об отнесении участка к неразграниченной государственной собственности, поскольку сам по себе договор аренды не является основанием разграничения государственной собственности на землю, правовая природа аренды выражается в обязательственных правах, а не в вещных.
Доводы жалобы, направленные на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных доказательств, не свидетельствуют о наличии существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Иное толкование заявителем норм материального и процессуального права, а равно иная оценка представленных в материалы дела документов не является предусмотренным положениями статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А41-32885/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор суды первой и апелляционной инстанций, на основании оценки представленных в материалы дела документов, пришли к выводу, что земельный участок в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ находится в собственности Российской Федерации, поскольку входит в границы памятника истории и культуры федерального значения, в связи с чем основания для удовлетворения требований отсутствуют.
При этом суды исходили из того, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050505:78 зарегистрировано в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Постановлением Правительства МО от 30.05.2001 N 156/18, Федеральным законом N 29-ФЗ "О музеях".
Приказом Минкультуры России от 01.09.2016 N 1995 "О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII - начало XX века (Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское) и утверждении границ их территории" установлено, что объекты, составляющие Ансамбль усадьбы "Архангельское" относятся к федеральной собственности, в приложении N 2 к данному приказу содержится описание границ территории объектов культурного наследия федерального значения в составе объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы "Архангельское", XVII - начало XX века (Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 июля 2021 г. N Ф05-12354/21 по делу N А41-32885/2020