г. Москва |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А41-39233/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 12.07.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.,
судей Голобородько В.Я., Кольцовой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Васильева Н.Г. по доверенности от 28.12.2020,
рассмотрев 05.07.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на постановление от 31.03.2021
Десятого арбитражного апелляционного суда
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
к акционерному обществу (АО) "СТРЕЙК-М"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ: Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к АО "СТРЕЙК-М" о взыскании по договору аренды от 22.09.2017 N 50-0637-05-08-04 задолженности за период с 15.03.2020 по 12.05.2020 в размере 642 600,10 руб. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.12.2020 требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 решение суда первой инстанции изменено.
Суд апелляционной инстанции взыскал с АО "СТРЕЙК-М" в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области задолженность по арендной плате в размере 321 300, 05 руб.
В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии постановления суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
АО "СТРЕЙК-М", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суд установил, что 22.09.2017 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды N 50-0637-05-08-04 лесного участка с кадастровым номером 50:12:0010205:9.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что у ответчика по состоянию на 15.06.2020 образовалась задолженность по арендной плате за пользование вышеуказанным лесным участком в размере 642 600,10 руб.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что они являются обоснованными и подтверждены документально. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств приостановления пользования земельным участком в спорный период в связи с коронавирусной инфекцией.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требованиями к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439, установлено, что они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции; отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений; отсрочка предоставляется на срок до 01.10.2020 начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации на следующих условиях:
а) задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
б) отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации до 01.10.2020;
в) штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются;
г) установление арендодателем дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки, не допускается;
д) размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон;
е) если договором аренды предусматривается включение в арендную плату платежей за пользование арендатором коммунальными услугами и (или) расходов на содержание арендуемого имущества, отсрочка по указанной части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, если в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации арендодатель освобождается от оплаты таких услуг и (или) несения таких расходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ арендатору по договорам аренды недвижимого имущества предоставляется право потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ в статью 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ внесены изменения и дополнения.
В частности, статья 19 дополнена пунктами 4 - 8, согласно которым арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности.
В случае недостижения соглашения между арендатором и арендодателем об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора в течение 14-ти рабочих дней с момента обращения арендатора к арендодателю с требованием об уменьшении арендной платы по договору аренды арендатор вправе не позднее 01.10.2020 отказаться от указанного договора аренды, заключенного на определенный срок, в порядке, предусмотренном статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ответе на вопрос N 5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, при этом арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы.
Кроме того, арендатор вправе в качестве возражения на иск о взыскании арендной платы указать на то, что арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы. В таком случае арендная плата подлежит взысканию в размере, определяемом с учетом требований пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, например, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
Установив, что основным видом деятельности ответчика согласно выписке из ЕГРЮЛ является деятельность по предоставлению мест для временного проживания - код по ОКВЭД 55.90, который включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434; что ответчик письменно обращался в Комитет об уменьшении арендной платы, однако истец отказал в уменьшении арендной платы; что на арендованном земельном участке располагается база отдыха, использование которой, в связи с введенным режимом повышенной готовности, не представлялось возможным; что истец не представил в материалы дела доказательств того, что в нарушение введенных ограничений в пользовании арендованным земельным участком арендатор использовал базу отдыха и арендная плата может быть взыскана в полном объеме, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для снижения арендной платы на 50% за период 15.03.2020 по 12.05.2020.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, а сводятся к несогласию с выводами суда относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемого судебного акта, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятого по делу постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по делу N А41-39233/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Д. Ядренцева |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что основным видом деятельности ответчика согласно выписке из ЕГРЮЛ является деятельность по предоставлению мест для временного проживания - код по ОКВЭД 55.90, который включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434; что ответчик письменно обращался в Комитет об уменьшении арендной платы, однако истец отказал в уменьшении арендной платы; что на арендованном земельном участке располагается база отдыха, использование которой, в связи с введенным режимом повышенной готовности, не представлялось возможным; что истец не представил в материалы дела доказательств того, что в нарушение введенных ограничений в пользовании арендованным земельным участком арендатор использовал базу отдыха и арендная плата может быть взыскана в полном объеме, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для снижения арендной платы на 50% за период 15.03.2020 по 12.05.2020."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 июля 2021 г. N Ф05-15427/21 по делу N А41-39233/2020