город Москва |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А41-69489/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: Кашина Ю.В., доверенность от 02.07.2020;
рассмотрев 07 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Минмособлимущества
на решение от 18 декабря 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 22 марта 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-69489/20
по иску Минмособлимущества
о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка
к ООО "Специализированный застройщик "Исторический район",
УСТАНОВИЛ:
Минмособлимущество (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Специализированный застройщик "Исторический район" (далее - общество) о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0030210:9769, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Битца, в размере 97.123.943,12 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены частично, с общества в пользу министерства взыскана плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0030210:9769 в размере 58.266.735,76 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минмособлимущество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:21:0030210:9769, площадью 29.032 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Битца, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В соответствии с уведомлением ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области вид разрешенного использования спорного земельного участка изменен с "для объектов общественно-делового назначения" на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) обслуживание жилой застройки".
10.02.2020 министерство направило обществу претензию N 15ИСХ-3643, в которой предложило внести плату за изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Оставление обществом направленной претензии без ответа послужило основанием для обращения министерства в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные министерством требования частично, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 статьи 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенным видами использования, предусмотренным градостроительным регламентом (зонированием территории).
Суды указали, что согласно отзыву общества 04.04.2019 оно обратилось в Управление Росреестра по Московской области за изменением вида разрешенного использования.
По результатам изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка на 15.04.2019 определена в размере 326.550.774,72 руб., сведения внесены в ЕГРН.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с измененным видом разрешенного использования превышает рыночную стоимость, общество обратилось в Московский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Решением Московского областного суда от 17.12.2019 по делу N 3а-1116/2019 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0030210:9769 по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Битца, общей площадью 29.032 кв.м, установлена по состоянию на 15.04.2019 в размере рыночной стоимости 248.836.360 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 248.836.360 руб. внесена в Государственный кадастр недвижимости 18.03.2020.
Общество обращалось в министерство с заявлением о перерасчете платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка из расчета его кадастровой стоимости, установленной решением Московского областного суда, равной 248.836.360 руб., подготовке и направлению в адрес общества соответствующего уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Министерством в адрес общества перерасчет за изменение вида разрешенного использования не направлен.
Плата за изменение вида разрешенного использования введена на основании Закона Московской области от 23.12.2013 N 160/2013-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", вступившего в силу с 30.12.2013.
В соответствии с частью 9 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон N 23/96-ОЗ), плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи.
Согласно части 10 статьи 5.1 Закона N 23/96-ОЗ, в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный частью 16 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Частью 16 статьи 5.1 Закона N 23/96-ОЗ установлено, что собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи.
Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области (часть 12 статьи 5.1 Закона N 23/96-ОЗ).
В соответствии с частью 6.1 статьи 5.1 Закона N 23/96-ОЗ, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области.
Расчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка производится в соответствии с Порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:
Рп = С x ((КС2 - КС1) + У)
Рп - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г., исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно;
КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка;
С учетом изложенного и представленного обществом контррасчета за изменение вида разрешенного использования, суды пришли к обоснованному выводу о том, что размер платы составляет 58.266.735,76 руб., в связи с чем правомерно удовлетворили исковые требования частично согласно контррасчету общества.
Довод министерства о том, что расчет платы за изменение вида разрешенного пользования совершен до внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о новом размере кадастровой стоимости, обоснованно отклонен судами, так как на тот момент кадастровая стоимость земельного участка установлена надлежащим образом.
Ссылка министерства на то, что уведомление министерства о необходимости внесения платы за изменение вида разрешенного использования, равно как и отказ в перерасчете обществом не обжаловались, правомерно признана апелляционным судом несостоятельной, поскольку это не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, с учетом решения Московского областного суда по делу N 1116/2019 от 17.12.2019 и статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2021 года по делу N А41-69489/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Минмособлимущества - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 статьи 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2021 г. N Ф05-15429/21 по делу N А41-69489/2020