г. Москва |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А41-59345/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 15.07.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - публичного акционерного общества Страховая компания "Росгосстрах" - Мелькумовой А.Л. (представителя по доверенности от 01.10.2018),
от Центрального банка Российской Федерации - Цапко Г.С. (представителя по доверенности от 31.03.2021),
рассмотрев 08.07.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации
на решение от 29.12.2020
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 02.04.2021
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-59345/2020
по заявлению публичного акционерного общества Страховая компания "Росгосстрах"
к Центральному банку Российской Федерации
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество Страховая компания "Росгосстрах" (далее - общество, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным постановления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) от 28.08.2020 N 20-7535/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Банк России просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По доводам жалобы, действия общества образуют состав административного правонарушения по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Банка России поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Банка России и общества, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что в поступившем в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Северо-Западном федеральном округе обращением от 22.07.2019 вх. N ОЭТ-3023 Бухонского О.С., содержалась информация о возможных нарушениях обществом страхового законодательства при заключении с Бухонским О.С. договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в форме электронного документа XXX N 0090444061 на официальном сайте страховщика.
Из данного обращения усматривается, что между страховщиком и гражданином Бухонским О.С. был заключен договор ОСАГО в виде электронного документа XXX N 0090444061, Бухонским О.С. была произведена уплата страховой премии (что подтверждается представленной копией кассового чека от 16.07.2019 N 743), однако страховой полис на указанный Бухонским О.С. адрес электронной почты направлен не был.
В целях проверки данных обстоятельств Банк России направил обществу запрос от 12.08.2019 N С59-5-19/7829 о предоставлении информации.
В ответе на запрос общество письмом от 15.08.2019 N 47383/55 сообщило, что представить сеансовую информацию в отношении действий, направленных на заключение договора ОСАГО серии XXX N 0090444061 в виде электронного документа, не представляется возможным в связи с отсутствием указанной сеансовой информации во внутренней системе страховщика. Документы в отношении действий, направленных на заключение электронного договора ОСАГО серии XXX N 0090444061 не сохранились по неустановленным причинам.
Также страховщик этим письмом сообщил, что в связи с неустановленной технической ошибкой электронный полис ОСАГО не был сформирован и направлен страхователю. В целях урегулирования отношений с заявителем, страховщиком принято решение о возврате суммы страховой премии, уплаченной при оформлении договора. Денежные средства были возвращены на банковскую карту, с которой была произведена оплата.
Сделав с учетом таких обстоятельств вывод о том, что при заключении договора ОСАГО XXX N 0090444061 в информационной системе страховщика была зарегистрирована информация о действиях страховщика и страхователя (владельца транспортного средства), выполненных с использованием официального сайта страховщика, однако в дальнейшем страховщиком не обеспечено ее хранение, Банк России вынес постановление от 28.08.2020 N 20-7535/3110-1, которым привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ в виде 50 000 рублей штрафа.
Не согласившись с Банком России, общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Признавая незаконным оспариваемое постановление, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ исходя из того, что невыполнение обязанности по осуществлению хранения информации о действиях страхователя в программном обеспечении/информационном ресурсе АИС РСА при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа, не влечет административную ответственность по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходил из следующего
Частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, а также непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах, ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела, Закон), на что указано в пункте 1 статьи 1 данного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Закона об организации страхового дела страховщик обязан отражать все осуществленные операции и иные сделки в базах данных информационных систем, ведение которых предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2.1 статьи 6 Закона страховщики должны создать условия для обеспечения сохранности документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых устанавливаются органом страхового надзора, а также информации, содержащейся в информационных системах, ведение которых предусмотрено статьей 29.1 настоящего Закона.
Как указано в пункте 4 статьи 29.1 Закона, в случае непринятия страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в базах данных, ведение которых предусмотрено настоящей статьей, в том числе путем создания их резервных копий, страховщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такая ответственность предусмотрена частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
На основании пункта 2.1 статьи 6 Закона об организации страхового дела Центральным банком Российской Федерации издано Указание от 12.09.2018 N 4902-У "О перечне документов, сохранность которых должны обеспечить страховщики, и требованиях к обеспечению сохранности таких документов" (далее - Указание N 4902-У, Указание).
Данным Указанием предусмотрены Перечень документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики (далее - Перечень), и требования к обеспечению сохранности таких документов.
Пунктом 3 Перечня к этим документам отнесены следующие документы:
- документы, связанных с принятием и исполнением обязательств по договорам страхования, взаимного страхования, страхования и перестрахования, в том числе: договоры страхования (перестрахования), приложения и дополнительные соглашения к договорам страхования (перестрахования), соглашения о расторжении (досрочном прекращении действия) договоров страхования (перестрахования);
- первичные учетные документы по страховым операциям, в том числе документы, подтверждающие оплату страховой премии (страховых взносов), осуществление страховых выплат (страховых возмещений, выплату выкупных сумм) и факты хозяйственной жизни, связанные с принятием и исполнением обязательств по договорам страхования, взаимного страхования, сострахования и перестрахования;
- заявления страхователей (выгодоприобретателей), их представителей о заключении (изменении, прекращении) договоров страхования (перестрахования), документы, явившиеся основанием для заключения (изменения, прекращения) договоров страхования,
- а также копии предъявляемых при заключении (изменении, прекращении) договоров страхования документов.
Пунктом 3 Указания N 4902-У установлено, что хранение указанных в Перечне документов (в том числе документов, связанные с принятием и исполнением обязательств по договорам страхования) созданных в форме электронных документов, должно осуществляться страховщиком в соответствии с требованиями к обеспечению сохранности документов, установленными пунктами 4 и 6 настоящего Указания.
Согласно пункту 4 Указания документы, указанные в Перечне, должны быть систематизированы страховщиком для обеспечения их учета, поиска и использования.
Согласно пункту 6 Указания при хранении перечисленных в названном Перечне документов, созданных в форме электронных документов, страховщик должен обеспечить их защиту от порчи, утраты, воздействия вредоносных компьютерных программ и несанкционированного изменения их содержания, а также обеспечить создание их резервных копий.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны: представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении; соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства; представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
В данном случае идет речь о действиях страхователя и страховщика, направленных на принятие обязательств по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, представлении данными лицами друг другу документов при заключении договора ОСАГО в виде электронного документа форме, фиксации данных документов, действий, отражению соответствующей информации в электронной форме.
Как указано в пункте 4 статьи 1 Закона об организации страхового дела, действие настоящего Закона распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона об организации страхового дела отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, помимо данного Закона регулируются также федеральными законами и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО, Закон).
Согласно пункту 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым владельцем транспортного средства, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Законом.
Создание и направление владельцем транспортного средства страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, оператором которой является соответственно страховщик, в целях обеспечения обмена информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.
Пунктом 11 статьи 15 Закона об ОСАГО предусмотрено, что требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, в частности признание информации в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, устанавливаются Банком России.
Согласно пункту 2 Указания N 4190-У, изданного на основании пункта 11 статьи 15 Закона об ОСАГО, в целях заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа физическое лицо (владелец транспортного средства) для его последующего определения страховщиком по простой электронной подписи должно предоставить страховщику с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующие сведения:
фамилия, имя и отчество (при наличии);
дата рождения;
вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер данного документа;
абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи (далее - абонентский номер), и (или) адрес электронной почты.
Владелец транспортного средства вправе одновременно с сообщением сведений, предусмотренных настоящим пунктом, предоставить страховщику посредством загрузки на сайте страховщика электронную копию документа, удостоверяющего личность, сведения о котором им предоставляются для целей, определенных абзацем первым настоящего пункта.
Из абзаца 11 пункта 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющих Приложением к Положению Банка России от 19.09.2014 N 431-П следует, что при составлении договора обязательного страхования в электронном виде страховщик незамедлительно после исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии направляет страхователю страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи" по указанному страхователем адресу электронной почты, а также посредством размещения в личном кабинете страхователя ОСАГО, предусмотренном Указанием N 4190-У.
Пунктом 9 Указания N 4190-У предусмотрено, что после уплаты страхователем страховой премии страховщик направляет сведения об уплате страховой премии по договору в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (АИС ОСАГО), в которой регистрируется договор с присвоением уникального номера и сообщением его страховщику.
В соответствии с пунктом 28 Указания N 4190-У страховщик при осуществлении доступа страхователей к разделам сайта страховщика, обеспечивающим заключение договоров, осуществляет сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года информации о действиях страхователей и страховщика, выполняемых с использованием данного сайта в соответствии с Указанием N 4190-У.
Реализуя закрепленное в пункте 11 статьи 15 Закона об ОСАГО решение о необходимости установления требований к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, Центральный банк Российской Федерации к информации, которую страховщик обязан непрерывно регистрировать и хранить в течение одного года, отнес следующую информацию о действиях страхователей (владельцев транспортных средств) и страховщика, выполняемых с использованием названного сайта:
- порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении;
- дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия;
- набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, и позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении;
- код, соответствующий выполняемому действию;
- идентификационную информацию, используемую для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, MAC-адрес, номер SIM-карты;
- информацию, передаваемую владельцем транспортного средства в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем;
- идентификационную информацию об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.
Как следует из положений части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, административная ответственность по данной части статьи 13.25 Кодекса может наступать не только за неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов (перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством), но и за непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством).
С учетом данных норм КоАП РФ и приведенных положений, регулирующих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе положений Закона об ОСАГО, Указания N 4190-У, относящихся к страховому законодательству, упомянутому в части 3 статьи 13.25 КоАП РФ (наряду с Законом об организации страхового дела) при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ необходимо выделять: информацию, содержащуюся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством) и документы, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
Тем самым, непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения данной информации образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, равно как и неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
С учетом этого нельзя согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что совершенное обществом правонарушение не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ. Вмененное обществу правонарушение правомерно квалифицировано Банком России по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Между тем, как следует из обжалуемых судебных актов, соответствующие обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не проверялись.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо рассмотреть вопрос о соблюдении Банком России срока давности привлечения общества к административной ответственности с учетом объективной стороны состава вмененного обществу правонарушения и положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ о годичном сроке давности за нарушение страхового законодательства, в зависимости от разрешения данного вопроса, проверить иные обстоятельства, подлежащие выяснению по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, и с учетом этого, принимая во внимание доводы сторон спора и имеющиеся в деле доказательства, рассмотреть спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А41-59345/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из положений части 3 статьи 13.25 КоАП РФ, административная ответственность по данной части статьи 13.25 Кодекса может наступать не только за неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов (перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством), но и за непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством).
С учетом данных норм КоАП РФ и приведенных положений, регулирующих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе положений Закона об ОСАГО, Указания N 4190-У, относящихся к страховому законодательству, упомянутому в части 3 статьи 13.25 КоАП РФ (наряду с Законом об организации страхового дела) при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ необходимо выделять: информацию, содержащуюся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством) и документы, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
Тем самым, непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения данной информации образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, равно как и неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством.
С учетом этого нельзя согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что совершенное обществом правонарушение не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ. Вмененное обществу правонарушение правомерно квалифицировано Банком России по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
...
решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А41-59345/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 июля 2021 г. N Ф05-12754/21 по делу N А41-59345/2020
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12754/2021
29.08.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14971/2022
07.07.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-59345/20
07.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12754/2021
27.09.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-59345/20
15.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12754/2021
02.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3423/2021
29.12.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-59345/20