город Москва |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А40-162465/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Погибельная Е.П., доверенность от 04.06.2020;
от заинтересованного лица: Старостин М.С., доверенность от 20.11.2020;
рассмотрев 08 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Московской областной таможни
на решение от 25 декабря 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 25 марта 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-162465/20
по заявлению ООО "Орто Медикл Групп"
об оспаривании решения
к Московской областной таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Орто Медикл Групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 23.07.2020 N 56-12/1413 и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Орто Медикл Групп" в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу путем возврата излишне взысканных денежных средств в размере 115.895,69 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московская областная таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, основанием для отказа внесения изменений в таможенную декларацию N 10013160/290819/0335236 и возврате суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 115.895,69 руб. явилось то обстоятельство, что обществом не представлены надлежащим образом заполненные корректировки декларации на товары (далее - КДТ), ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения в декларации на товары (далее - ДТ).
Общие положения о возврате сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов установлены статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Согласно части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика, при этом указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.
Судами установлено, что обществом в обоснование льготы по оплате НДС к заявлению приложены вступившие в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2017 по делу N А40-55422/17, от 20.07.2018 по делу N А40-70778/18 и от 25.02.2019 по делу N А40-289479/18, которыми признаны незаконными отказы таможни в части возврата НДС, начисленного в отношении медицинского изделия "обувь ортопедическая готовая" по регистрационному удостоверению от 19.12.2017 N ФСЗ 2012/12632.
Указанными решениями Арбитражного суда города Москвы установлено, что медицинское изделие "обувь ортопедическая готовая" по регистрационному удостоверению от 19.12.2017 N ФСЗ 2012/12632 является малосложной ортопедической обувью, то есть предназначенной для людей с умерено выраженными нарушениями статодинамической функции. По способу изготовления данная обувь является ортопедической обувью на подбор. В изделиях присутствуют элементы профилактической коррекции стопы, рекомендуемые для малосложной обуви. Применение текстильных материалов для изготовления ортопедической обуви регламентировано ГОСТ Р 54407-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Обувь ортопедическая. Общие технические условия, утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 16.09.2011 N 317-ст (далее - ГОСТ Р 54407-2011), (приложение В).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Постановление N 1042, Перечень N 1042).
В пункте 45 Перечня N 1042 в разделе IV "протезно-ортопедические изделия" указано "обувь ортопедическая (сложная и малосложная)" код ОКПД2 32.50.22.150.
Из материалов дела следует и судами установлено, что обществом на территорию Российской Федерации ввезены медицинские изделия "обувь ортопедическая готовая" (код ОКПД2 32.50.22.150) - обувь ортопедическая малосложная для взрослых: сабо мужские, на подошве из резины с длинной стельки 24 см и более с верхом из фетра. Изготовитель - "Беркеманн" по грузовой таможенной декларации (далее - ГДТ) N 10013160/290819/0335236, товары N 10 и N 11.
На добавочных листах к ГТД в разделах, описывающих товар, указаны наименования изделия: LEANA EXTRA, артикул 01560-ХХХ; MIRKO, артикул 05710-ХХХ; ALLEGRA, артикул 05450-ХХХ ALLEGRO, артикул 05550-ХХХ в ассортименте размерного ряда и цветового исполнения.
13.07.2020 в соответствии со статьями 66, 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) общество обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в ДТ N 10013160/290819/0335236 с корректировками к указанным ДТ.
Декларантом (обществом) откорректированы графы ДТ: в графе 33 код товара изменен на код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - Решение N 54, ТН ВЭД ЕАЭС), 9021101000 "приспособления ортопедические", в графе 36 "преференция" указан код классификатора льгот "ГП", что в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза 20.09.2010 N 378, подтверждает освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию протезно-ортопедических изделий.
В графе 44 "дополнительная информация" указаны документы и основания, подтверждающие льготы (подпункт 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановление N 1042, регистрационное удостоверение от 19.12.2017 N ФСЗ 2012/12632 и декларация о соответствии от 02.02.2018 N РОСС ОЕ.АЯ46.Д75710 сроком действия до 01.02.2021).
В графе 47 "исчисление платежей" в колонке "СП" (специфика платежа) указано "УН" (условно начислено) и суммы НДС, подлежащие возврату по каждой ГТД, "УМ" (платеж не уплачивается) - 0 руб.
В комплекте предоставленных документов представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты НДС, в том числе: чеки квитанций об оплате по всем таможенным декларациям, - от 29.08.2019 N 0415, отчет о расходовании денежных средств, регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 19.12.2017 N ФСЗ 2012/12632 и декларация о соответствии от 02.02.2018 N РОСС ОЕ.АЯ46.Д75710.
Суды указали, что регистрационное удостоверение от 19.12.2017 N ФСЗ 2012/12632, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, подтверждает, что изделие является медицинским и допущено к обращению на территории России. Декларация о соответствии от 02.02.2018 N РОСС ОЕ.АЯ46.Д75710 подтверждает надлежащее качество изделия.
В Решении N 54 в примечании к группе 64 "обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали" в пункте 1 указано "в данную группу не включаются, в том числе: (д) ортопедическая обувь или другие ортопедические приспособления, или их детали или части (товарная позиция 9021).
Суды отметили, что основным критерием отнесения ортопедической обуви к группе 9021 является ее назначение - профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Именно данные товары отнесены Налоговым кодексом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации к группе, которая имеет налоговые льготы при их ввозе на территорию страны.
Товары группы 64 "обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали" не имеют специального медицинского назначения, направленного на восстановление здоровья людей, в связи с чем классификация ортопедической обуви по кодам группы 64 является неверной.
Суды обоснованно отметили, что экспертные заключения ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 12.03.2018 N 12исх и от 06.09.2019 N 34758/1/2019 подтверждают, что медицинские изделия по регистрационному удостоверению от 19.12.2017 N ФСЗ 2012/12632, включая артикулы 01154-ХХХ FARINE и 05450-ХХХ ALLEGRA, являются малосложной ортопедической обувью, то есть предназначены для людей с умеренно выраженными нарушениями статодинамической функции.
Также судами установлено, что по способу изготовления данная обувь является ортопедической обувью на подбор.
В изделиях присутствуют элементы профилактической коррекции стопы, рекомендуемые для малосложной обуви - детали низа обуви, такие как формованная подошва и стельки с элементами ортопедии, имеющие профилированную форму внутренней поверхности. Пяточная часть стельки выполнена с ложементом и наличием "шварцового кольца" для профилактической коррекции пяточной шпоры. В стельке присутствуют также выкладки внутреннего продольного и поперечного сводов, в носочной части стелек присутствует подпальцевый валик, препятствующий смещению стопы в обуви во время ходьбы. Применение текстильных материалов, для изготовления ортопедической обуви, регламентировано ГОСТ Р 54407-2011 (приложение В).
Суды установили, что соответствие представленной на экспертизу обуви ГОСТ Р 54407-2011 подтверждается декларацией о соответствии от 02.02.2018 N РОСС DЕ.АЯ46.Д75710.
Учитывая изложенное, суды правомерно заключили, что ортопедическая обувь для профилактики и реабилитации инвалидности должна классифицироваться по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 9021101000 "приспособления ортопедические".
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 49 ТК ЕАЭС, под льготами по уплате таможенных платежей понимаются льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные льготы); льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов.
Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации - медицинских изделий.
Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения протезно-ортопедических изделий.
Судами установлено, что согласно сведениям в ГТД и регистрационному удостоверению на медицинское изделие обществом ввезена "обувь ортопедическая готовая (код ОКПД2 32.50.22.150) - обувь ортопедическая малосложная для взрослых: ботинки типа кроссовых на подошве из резины с длиной стельки 24 см и более с верхом из текстильных материалов", которая относится к коду 32.50.22.150 - обувь ортопедическая и стельки ортопедические, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Поскольку в силу закона ввезенный товар не подлежит налогообложению, суды правомерно заключили, что общество имеет право на возврат излишне уплаченных сумм НДС на основании статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Суды обоснованно отметили, что все достаточные для принятия решения о возврате излишне уплаченных сумм НДС документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, обществом представлены при подаче заявлений о возврате денежных средств (форма КДТ, платежные поручения, РУ и ДС).
Судами установлено, что срок на подачу такого заявления обществом соблюден и у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в возврате излишне уплаченных сумм.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
В порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами правомерно возложена обязанность на таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов обществом путем возврата излишне уплаченных денежных средств.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2021 года по делу N А40-162465/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что согласно сведениям в ГТД и регистрационному удостоверению на медицинское изделие обществом ввезена "обувь ортопедическая готовая (код ОКПД2 32.50.22.150) - обувь ортопедическая малосложная для взрослых: ботинки типа кроссовых на подошве из резины с длиной стельки 24 см и более с верхом из текстильных материалов", которая относится к коду 32.50.22.150 - обувь ортопедическая и стельки ортопедические, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Поскольку в силу закона ввезенный товар не подлежит налогообложению, суды правомерно заключили, что общество имеет право на возврат излишне уплаченных сумм НДС на основании статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Суды обоснованно отметили, что все достаточные для принятия решения о возврате излишне уплаченных сумм НДС документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, обществом представлены при подаче заявлений о возврате денежных средств (форма КДТ, платежные поручения, РУ и ДС).
...
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2021 года по делу N А40-162465/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 июля 2021 г. N Ф05-15680/21 по делу N А40-162465/2020