г. Москва |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А40-215826/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 14.07.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" - Алабушкиной Т.Ю. (представителя по доверенности от 07.10.2020),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве - Ваньковой Н.А. (представителя по доверенности от 22.07.2020),
рассмотрев 07.07.2021 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М"
на решение от 03.02.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20.04.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу N А40-215826/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - управление) о признании незаконным действий по ограничению предпринимательской деятельности в отношении обособленного подразделения общества, расположенного по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д. 124, корп. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества. Дополнительно общество сослалось на судебные акты арбитражных судов по делу N А40-215699/2020 (со сходными обстоятельствами, вопросами применения норм права и с участием тех же сторон), спор по которому разрешен в пользу общества.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель управления в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и управления, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что 30.09.2020 Кочетков А.С. обратился в управление с заявлением об ухудшении условий проживания от функционирования предприятия розничной торговли - магазина "Красное и Белое", расположенного по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д. 124, корп. 1.
По заявлению Кочеткова А.С. управление приняло определение от 19.10.2020 N 30-000187-АР о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования управление 27.10.2020 провело осмотр помещения общества по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д. 124, корп. 1 в магазине "Красное и Белое" в магазине "Красное и Белое".
По результатам данного мероприятия должностное лицо управления составило протокол осмотра от 27.10.2020, в котором указало на выявление в деятельности общества нарушений действующего законодательства, выразившихся в том, что загрузка продуктов осуществляется с торца жилого дома имеющего окна, имеется один вход для посетителей и приема товара; хранение товара осуществляется в торговом зале, на полу, без поддонов или подтоварников, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, высотой не менее 15 см. от пола, что является нарушением статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 2.4, 5.2, 7.8 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" с изменением N 1 СП 2.3.6.2203-07: СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Исходя из таких нарушений должностное лицо управления со ссылкой на статью 27.16 КоАП РФ составило в отношении общества протокол от 03.11.2020 о временном запрете деятельности предприятия розничной торговли - названного магазина общества "Красное и Белое".
Не согласившись с управлением, общество оспорило действия управления в судебном порядке.
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций указали, что допущенные обществом нарушения действующего санитарного законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, а продолжение обществом деятельности по реализации товаров населению с такими нарушениями может нанести в будущем существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства, в связи с чем признали обоснованным применение управлением такой меры производства по делу об административном правонарушении, как временный запрет деятельности.
Между тем, как предусмотрено частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ, временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях.
К числу таких случаев отнесена необходимость, в частности:
- предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей,
- возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами,
- наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,
- причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Статья 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в качестве мер, принимаемых должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, называет выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений; принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения, а также временный запрет деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ.
При этом, как указано в части 2 статьи 17 данного Закона, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в ряде случаев, к которым отнесены непосредственная угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Тем самым, угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан должна быть не предполагаемой, а непосредственной.
Поэтому с учетом распределения бремени доказывания по таким спорам управление в данном случае обязано было доказать обстоятельства, требующие наложения временного запрета деятельности и свидетельствующие о том, что соответствующие цели не могут быть достигнуты путем применения иных мер, и должно было опровергнуть доводы общества об отсутствии подобных обстоятельств.
Из обжалуемых судебных актов и имеющихся в материалах дела пояснений управления, представленных суду первой инстанции, следует, что управление не сочло нужным привести какие-либо обстоятельства и аргументы в подтверждение необходимости применения такой исключительной меры, как временного запрета деятельности, ограничилось лишь констатацией допущенных обществом нарушений законодательства, действовавшего на дату проведения упомянутого осмотра. Подобных обстоятельств суды, соответственно, также не установили; в чем именно заключается угроза жизни и здоровью людей, ее реальность, непосредственность, существенный характер предполагаемого вреда, не указали, сделав общий вывод о том, что продолжение обществом деятельности по реализации товаров населению может нанести в будущем существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства, такое предположение не соотнесли с доводами и позицией сторон по делу.
Напротив, управление отметило в названных пояснениях, что по результатам рассмотрения 12.11.2020 дела об административном правонарушении Останкинский районный суд вынес постановление по делу N 05-2035/2020, которым привлек общество к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ в виде штрафа. Административное наказание в виде приостановления деятельности (предусмотренное этой статьей КоАП РФ наряду со штрафом), суд при тех же нарушениях назначать не стал.
Ссылаясь на то, что хранение товара осуществляется в торговом зале в рассматриваемом магазине "Красное и Белое" на полу, без поддонов или подтоварников, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, высотой не менее 15 см. от пола; загрузка продуктов производится с торца жилого дома имеющего окна; имеется один вход для посетителей и приема товара, управление не указало, какие именно товары были размещены на полу в торговом зале, в каком виде; какие обстоятельства, препятствовали наложению запрета использовать загрузку-разгрузку товара с рассматриваемой стороны дома при возможности осуществления приемки товаров через вход в магазин с объявлением перерыва в обслуживании посетителей магазина для осуществления приемки товара без остановки работы магазина в целом. Документов по данным вопросам управление в материалы дела не представило.
С учетом этого у судов не имелось оснований для вывода о том, что примененная управлением мера обеспечения отвечает требованиям справедливости, является пропорциональной, соразмерной, необходимой для защиты прав и законных интересов граждан, и не нарушает интересы общества, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ с принятием в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении заявления общества.
Оснований для направления дела на новое рассмотрение для оценки имеющихся в деле доказательств не усматривается ввиду непредставления управлением в материалы дела документов в подтверждение законности оспариваемых обществом действий. При этом также принимается во внимание правовая позиция, занятая управлением при рассмотрении настоящего спора.
Вопреки мнению управления, наложение запрета на осуществление деятельности, пусть и временного, не должно было применяться произвольно со ссылкой на статью 27.16 КоАП РФ, без учета содержащихся в этой статье норм, конкретных обстоятельств и зависеть исключительно от усмотрения должностного лица управления.
Что касается указания судов первой и апелляционной инстанций о прекращении действия временного запрета в силу части 1 статьи 27.16 КоАП РФ в период рассмотрения судами настоящего дела, то такое обстоятельство не исключало признания незаконными оспариваемых действий управления по заявлению общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу N А40-215826/2020 отменить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве по ограничению предпринимательской деятельности в отношении обособленного подразделения общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М", расположенного по адресу: г. Москва, Проспект Мира, д. 124, корп. 1.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из обжалуемых судебных актов и имеющихся в материалах дела пояснений управления, представленных суду первой инстанции, следует, что управление не сочло нужным привести какие-либо обстоятельства и аргументы в подтверждение необходимости применения такой исключительной меры, как временного запрета деятельности, ограничилось лишь констатацией допущенных обществом нарушений законодательства, действовавшего на дату проведения упомянутого осмотра. Подобных обстоятельств суды, соответственно, также не установили; в чем именно заключается угроза жизни и здоровью людей, ее реальность, непосредственность, существенный характер предполагаемого вреда, не указали, сделав общий вывод о том, что продолжение обществом деятельности по реализации товаров населению может нанести в будущем существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства, такое предположение не соотнесли с доводами и позицией сторон по делу.
Напротив, управление отметило в названных пояснениях, что по результатам рассмотрения 12.11.2020 дела об административном правонарушении Останкинский районный суд вынес постановление по делу N 05-2035/2020, которым привлек общество к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ в виде штрафа. Административное наказание в виде приостановления деятельности (предусмотренное этой статьей КоАП РФ наряду со штрафом), суд при тех же нарушениях назначать не стал.
...
Вопреки мнению управления, наложение запрета на осуществление деятельности, пусть и временного, не должно было применяться произвольно со ссылкой на статью 27.16 КоАП РФ, без учета содержащихся в этой статье норм, конкретных обстоятельств и зависеть исключительно от усмотрения должностного лица управления.
Что касается указания судов первой и апелляционной инстанций о прекращении действия временного запрета в силу части 1 статьи 27.16 КоАП РФ в период рассмотрения судами настоящего дела, то такое обстоятельство не исключало признания незаконными оспариваемых действий управления по заявлению общества."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2021 г. N Ф05-15889/21 по делу N А40-215826/2020