город Москва |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А40-206068/20-139-1461 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФКП "УЗКС МО РФ": Андрианова Е.В. (дов. N 49 от 22.01.2021 г.)
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены;
рассмотрев 13 июля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФКП "УЗКС МО РФ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2021 г.
по делу N А40-206068/20-139-1461
по заявлению Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
к Министерству обороны Российской Федерации в лице Главного управления (государственного строительного надзора) контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 111/2020/16 от 16 октября 2019 г.,
УСТАНОВИЛ: 23 июля 2020 г. должностными лицами Главного управления (государственного строительного надзора) контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации на основании обращения (сообщения) 757 отдела эксплуатации технического обслуживания фондов Центрального органа военного управления, указывающего на признаки административного правонарушения на объекте, расположенном по адресу: г. Москва, пер. Колымажный, д. 14 (далее - объект), был проведен осмотр объекта, в ходе проведения которого установлено, что Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКП "УЗКС МО РФ", предприятие, заявитель) при проведении кровельных работ на объекте нарушены требования техники безопасности при проведении строительных работ, а именно: на кровле административного здания беспорядочно разбросаны кровельные материалы, инструмент и строительный мусор, а также при проведении осмотра произошел случай падения с крыши вниз элементов кровельного покрытия с острыми кромками весом 1-3 кг.
По результатам проведенного осмотра составлен акт осмотра от 23 июля 2020 г., фототаблица и материалы дела направлены на рассмотрение в Министерство обороны Российской Федерации в лице Главного управления (государственного строительного надзора) контрольной и надзорной деятельности для рассмотрения вопроса о привлечении ФКП "УЗКС МО РФ" к административной ответственности.
На основании полученных данных 17 сентября 2020 г. Министерством обороны Российской Федерации в лице Главного управления (государственного строительного надзора) контрольной и надзорной деятельности в отношении ФКП "УЗКС МО РФ" составлен протокол об административном правонарушении N 111/2020/16.
Постановлением Министерства обороны Российской Федерации в лице Главного управления (государственного строительного надзора) по делу об административном правонарушении N 111/2020/16 от 16 октября 2019 г. ФКП "УЗКС МО РФ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ФКП "УЗКС МО РФ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации в лице Главного управления (государственного строительного надзора) контрольной и надзорной деятельности о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФКП "УЗКС МО РФ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, поскольку предприятие не является стороной по контракту, работы по нему не выполняло, а осуществляет лишь технический контроль за ходом выполнения работ. В рамках своих полномочий предприятие неоднократно предпринимало меры об устранении нарушений выявленных в ходе проведения проверок, в том числе и по нарушениям, выявленных Главным управлением (государственного строительного надзора) контрольной и надзорной деятельности. Приведены также доводы о нарушении административным органом порядка проведения проверки и извещения о ее проведении.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ФКП "УЗКС МО РФ" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в лице Главного управления (государственного строительного надзора) контрольной и надзорной деятельности в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФКП "УЗКС МО РФ", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу пункта 7.8 СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительно-монтажных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, установленных настоящим сводом правил, другими действующими НД или местным органом самоуправления, обеспечивает застройщик.
В случае осуществления строительства на основании договора в течение всего срока строительства, предусмотренные выше обязанности в соответствии с договором подряда выполняет подрядная организация (генеральная подрядная организация).
Согласно пункту 7.11 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее строительство, должно обеспечивать уборку территории строительной площадки и прилегающей зоны. Бытовой и строительный мусор, а также снег должны вывозиться своевременно в сроки и в порядке, установленные органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7.26 СП 48.13330.2019 работы должны выполняться методами (способами), не приводящими к появлению новых и (или) интенсификации действующих опасных природных процессов и явлений и исключающими возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Действия, связанные с нарушением требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и определена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях ФКП "УЗКС МО РФ" вменяемого ему административного правонарушения и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судами установлено, что основанием для привлечения предприятия к административной ответственности стало то, что ФКП "УЗКС МО РФ", как технический заказчик, ненадлежащим образом ведет строительный контроль за ведением работ на объекте.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Так, 27 июля 2018 г. между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (генподрядчик) был заключен государственный контракт N 1819187377162554164000000 на выполнение проектных и строительно-монтажных работ по реконструкции помещений административного здания, расположенного по адресу: г. Москва, Колымажный переулок, д. 14 (шифр объекта РК/К14-ИС) (далее - контракт), в соответствии с пунктом 2.5 которого государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 контракта, ФКП "УЗКС МО РФ" (заказчик). При осуществлении прав и обязанностей по контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате работ, заказчик действует от имени государственного заказчика.
Таким образом, предприятие в соответствии с контрактом (об оказании услуг технического заказчика, о строительном подряде) осуществляет функции застройщика (технического заказчика) при строительстве объекта (шифр объекта РК/К14-ИС) и осуществляло строительно-монтажные работы на объекте с нарушением обязательных требования в сфере градостроительных правоотношений, не обеспечив их соблюдение.
Принимая во внимание установленные судами обстоятельства, суд кассационной инстанции полагает, что факт совершения ФКП "УЗКС МО РФ" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, доказан.
Нарушений порядка проведения проверки и привлечения лица к административной ответственности, которые могли бы явиться основанием для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, судами не установлено.
Вина ФКП "УЗКС МО РФ" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе предприятие указывает на нарушение административным органом порядка проведения проверки и извещения общества о ее проведении.
Таких обстоятельств судами не установлено.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2021 г. по делу N А40-206068/20-139-1461 оставить без изменения, кассационную жалобу ФКП "УЗКС МО РФ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия, связанные с нарушением требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и определена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Принимая во внимание установленные судами обстоятельства, суд кассационной инстанции полагает, что факт совершения ФКП "УЗКС МО РФ" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, доказан.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2021 г. N Ф05-14901/21 по делу N А40-206068/2020