г. Москва |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А41-14415/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Кривошеин Б.В., по доверенности от 23.07.2019;
от ответчика (заинтересованного лица): Шамсутдинова Э.Х., по доверенности от 30.12.2019;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явился, извещен; от Администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области: не явился, извещен;
от Главного управления государственного строительного надзора Московской области: Григорьянц А.В., по доверенности от 20.09.2019,
рассмотрев 14 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства жилищной политики Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021,
по заявлению ООО "Специализированный застройщик "Южные горки"
к Министерству жилищной политики Московской области
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области, Главное управление государственного строительного надзора Московской области
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Южные горки" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства жилищной политики Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) от 09.01.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги: Внесение изменений в разрешение на строительство; об обязании внести изменения в разрешение на строительство N RU50503102-1003 от 24.12.2014 в связи с продлением срока действия такого разрешения с 25.12.2019 по 24.12.2022 на основании заявления общества N Р001-2170116474-32161917 от 24.12.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области, Главное управление государственного строительного надзора Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 решение суда первой инстанции отменено. Требования общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство жилищной политики Московской области, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства поддержал доводы и требования кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представители общества и третьего лица Главного управления государственного строительного надзора Московской области дали пояснения, письменные отзывы на кассационную жалобу не представили.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судами из материалов дела, общество имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 50:21:070106:1712, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный р-он, городское поселение Горки Ленинские, пос. Мещерино. Площадь земельного участка 8821 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажное жилищное строительство. Запись о регистрации права: 50-50-21/701/2013-640 от 24.09.2013.
Администрацией муниципального образования Городское поселение Горки Ленинские ООО "Южные горки" 24.12.2014 выдано разрешение на строительство NRU50503102-1003/C 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4, дом N 26) (общая площадь здания - 2964,24 кв. м, общая площадь квартир - 2515,06 кв. м, строительный объем 12745,2 куб. м). Срок действия разрешения на строительство до 24.12.2019.
Между ООО "СЗ "Южные горки" (заказчик) и ООО "АрДиАй" (исполнитель) 01.02.2013 заключен договор N 1юд/2013 об исполнении функций технического заказчика, связанных с застройкой (строительством) многоквартирных жилых домов.
По условиям договора N 1юд/2013 от 01.02.2013 ООО "АрДиАй" от имени и за счет Заказчика осуществляет весь комплекс работ, связанных со строительством многоквартирных жилых домов начиная от подбора организаций для проведения изыскательских работ, разработки предпроектной, проектной и рабочей документации и заканчивая подготовкой приема-сдачи Объектов в эксплуатацию и контролем выполнения гарантийных обязательств по законченным строительством объектам на период действия гарантии.
Для строительства объектов между ООО "СЗ "Южные горки" (заказчик), от имени которого выступает ООО "АрДиАй", действующее на основании Договора N 1юд/2013 от 01.02.2013 г. и ООО "ЖК-Инвест" (генеральный подрядчик) 12.11.2019 заключен договор генерального подряда N 115008.
По условиям договора генерального подряда N 115008 от 12.11.2019 генеральный подрядчик обязуется своими силами и средствами и/или силами привлеченных им субподрядных организаций в установленный договором срок выполнить работы по строительству и вводу в эксплуатацию объектов (многоквартирных жилых домов - корпуса 1621 и 26-35) в месте производства работ, передать результат выполненных работ заказчику, а заказчик принять их и оплатить в порядке, предусмотренном договором.
Между ООО "ЖК-Инвест" (генеральный подрядчик) и ООО АСК "Олимпстрой" (подрядчик) 12.11.2019 заключен договор подряда N 115505 по условиям которого подрядчик обязуется своими силами и средствами в установленный договором срок выполнить работы подготовительного периода для строительства многоквартирных жилых домов (корпуса 16-21 и 26-35) по устройству временных подъездных путей, площадок из ж/б плит и временных ограждений строительных площадок.
Истец 18.11.2019 направил извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 26), расположенного по адресу: МО, Ленинский район, г.п. Горки Ленинские, пос. Мещерино, квартал 4, на земельном участке КН 50:21:070106:1712.
По заявлению принято положительное решение. Извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 26) утверждено 20.11.2019, Главным Управлением ГСН МО сформирована программа проведения проверок строительства объекта с номером дела: 07-64-167600.
Работы по строительству объекта начаты 16.12.2019, ход выполнения работ отражен в "Общем журнале работ", зарегистрированном в Главном Управлении ГСН МО 21.11.2019.
Срок действия разрешения на строительство RU50503102-1003/С установлен до 24.12.2019 г.
Для продления срока действия разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 26) ООО "СЗ "Южные горки" 24.12.2019 направило обращение - заявку N P001-2170116474-32161917 о предоставлении государственной услуги "Внесение изменений в разрешение на строительство", в Министерство жилищной политики Московской области через Региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Министерство жилищной политики Московской области по обращению N P001 - 2170116474-32161917 01.09.2020 вынесло решение об отказе в предоставлении государственной услуги: Внесение изменений в разрешение на строительство с указанием основания для отказа - "Наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения".
В связи с истечением срока действия Разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 26) 24.12.2019 работы по строительству объекта приостановлены.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно пункту 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органа исполнительной власти информации об отсутствии начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о факте начала работ по строительству объекта. Судом сделан вывод, о том, что подготовительные работы, связанные с подготовкой и планировкой территории строительной площадки, не могут рассматриваться как работы по строительству объекта, на необходимость начала которых указано в п. 7 ч. 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, признавая ошибочными выводы суда первой инстанции, с учетом представленных обществом документов, пришел к выводу о доказанности обществом начала ведения работ с 16.12.2019, и исходил из отсутствия правовых оснований для вынесения Министерством оспариваемого отказа.
Соглашаясь с такими выводами суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции исходит из соответствия установленных судами фактических обстоятельств имеющимся в деле доказательствам и правильного применения относительно установленных обстоятельств норм материального и процессуального права.
Из представленных обществом документов, судом установлено, что застройщиком ООО "СЗ "Южные горки" завершены работы по постройке и введению в эксплуатацию водозаборного узла, обеспечивающего водоснабжение строящегося 4-го квартала, очистных сооружений, обеспечивающих очистку стоков как от введенных в эксплуатацию объектов, так и от объектов 4-го квартала, начатого строительством, также завершен строительством магистральный газопровод для застраиваемого микрорайона - Южные горки, застройщиком произведены строительные работы по строительству магистрального водопровода, теплосети, канализации, к которым возможно присоединение возводимых зданий.
Суд установил, что к заявлениям о продлении срока действия разрешений на строительство заявителем, в соответствии с регламентом, утвержденным распоряжением Министерства строительного комплекса МО от 07.07.2017 N 239 "Об утверждении административных регламентов Министерства строительного комплекса МО по предоставлению государственных услуг", приложены ПОС, в которых указаны новые календарные планы строительства, отметив, что обязательность предоставления справок КС о произведенных строительных работах с подачей заявления о продлении срока действия разрешений на строительство не Градостроительным кодексом РФ ни административными регламентами не установлены.
В целях устранения нарушенных прав заявителя суд обязал Министерство жилищной политики Московской области внести изменения в разрешение на строительство N RU50503102-1003/С от 24.12.2014 на основании заявления ООО "СЗ "ЮЖНЫЕ ГОРКИ" N Р001-2170116474-32161917 от 24.12.2019.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 N 305-ЭС21-2139.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходит из того, что суд апелляционной инстанции дал правильную правовую оценку работам, которые выполнены обществом, оценив их как строительные работы.
Иное толкование заявителем норм материального и процессуального права, а равно иная оценка представленных в материалы дела документов не является предусмотренным положениями статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 по делу N А41-14415/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о факте начала работ по строительству объекта. Судом сделан вывод, о том, что подготовительные работы, связанные с подготовкой и планировкой территории строительной площадки, не могут рассматриваться как работы по строительству объекта, на необходимость начала которых указано в п. 7 ч. 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
...
Суд установил, что к заявлениям о продлении срока действия разрешений на строительство заявителем, в соответствии с регламентом, утвержденным распоряжением Министерства строительного комплекса МО от 07.07.2017 N 239 "Об утверждении административных регламентов Министерства строительного комплекса МО по предоставлению государственных услуг", приложены ПОС, в которых указаны новые календарные планы строительства, отметив, что обязательность предоставления справок КС о произведенных строительных работах с подачей заявления о продлении срока действия разрешений на строительство не Градостроительным кодексом РФ ни административными регламентами не установлены.
...
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 N 305-ЭС21-2139."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2021 г. N Ф05-15445/21 по делу N А41-14415/2020