город Москва |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А40-286352/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Федуловой Л.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента Российской Федерации: Торопыгин О.Ю., по доверенности от 28.05.2021 N исх. 005872/СЛО-21
от Департамента городского имущества города Москвы: Дубчак Р.В., по доверенности от 23.12.2020 N 33-Д-1543/20,
от Правительства Москвы: Дубчак Р.В., по доверенности от 22.12.2020 N 4-47-1844/20
от Управления Делами Президента Российской Федерации: Кудряшов С.В., по доверенности от 25.12.2020 N УДИ-5747,
от Акционерного общества "МОСКАПСТРОЙ": не явилось, извещено
при рассмотрении 14 июля 2021 года в судебном заседании кассационной жалобы Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
на решение от 28 декабря 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
постановление от 07 апреля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента Российской Федерации
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании зарегистрированного права собственности отсутствующим,
третьи лица: Управление Делами Президента Российской Федерации, Правительство Москвы, Акционерное общество "МОСКАПСТРОЙ",
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности города Москвы на объект недвижимости "Перрон Внуково-2" площадью 89 213 кв. м кадастровый номер 77:07:0016005:2406, адрес объекта: г. Москва, поселок Внуково, аэропорт Внуково.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Делами Президента Российской Федерации, Правительство Москвы, Акционерное общество "МОСКАПСТРОЙ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2020 года оставлено без изменения.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента, Правительства, которые просят вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявители ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявители указывают на то, что способ защиты и степень нарушенного права, не соответствуют характеру правоотношений и фактическим обстоятельствам спора; судами необоснованно не применен срок исковой давности и не учтено, что Правительство Москвы не нарушает прав и законных интересов истца.
До судебного заседания от Управления Делами Президента Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента Российской Федерации поступили отзывы на кассационную жалобу, которые приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента и Правительства поддержал доводы и требования своей кассационной жалобы. Представители Управления Делами Президента Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента Российской Федерации по доводам кассационной жалобы возражали, просили оставить судебные акты без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Департамента и Правительства к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства акционерное общество "МОСКАПСТРОЙ" явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание представителей, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и выписки из реестра федерального имущества зарегистрировано право Российской Федерации на объект недвижимого имущества - перрон общая площадь 80 664, 7 кв. м (инв. N 45:268:002:0001:55370 лит. Соор. 6, условный номер 77-77-22/040/2012-744), расположенный по адресу г. Москва, Аэропорт Внуково, ВН-2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 77-АО 120357 (запись в реестре от 29.06.2012 за N 77-77-22/040/2012-744).
На основании Приказа Управления делами Президента РФ от 25.11.2011 N 641 на вышеуказанный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:07:0016005:1943 (инв. N 45:268:002:0001:55370 лит. Соор. 6) зарегистрировано право оперативного управления ФГБУ "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента РФ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 77-АО 276305, о чем 15.08.2012 в государственном реестре сделана запись N 77-77-22/046/2012-030.
Согласно кадастровому паспорту вышеуказанный объект недвижимости (год ввода объекта в эксплуатацию - 1962) расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 77:07:00160005:1000.
Земельный участок кадастровым номером 77:07:00160005:1000 площадью 216 661 кв. м является собственностью Российской Федерации, что подтверждается запись в Едином государственном реестре права серии 77 АЖ 175946 (запись в реестре 77-77-14//017/2007-327 от 28.12.2007).
На основании приказа Управления делами Президента РФ от 2.07.2012 N 365 земельный участок кадастровым номером 77:07:00160005:1000 площадью 216 661 кв. передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ "Специальный летный отряд "Россия", что подтверждается свидетельством о регистрации права 770АО 379446 (запись в реестре от 26.09.2012 N 77-77-14/037/2012-426).
Ответчик является собственником объекта недвижимого имущества кадастровый номер 77:07:0016005:2406 - перрон Внуково-2 площадью 89 213 кв. м, расположенный по адресу г. Москва пос. Внуково, аэропорт Внуково, Внуково-2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 77-77/022-77-/012-234/2015-68/1 от 18.04.2016.
Основанием возникновения права является разрешение на ввод в эксплуатацию от 15.07.2011 N RU77117000-003590, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
Согласно кадастровому паспорту на объект недвижимого имущества указанный объект (год ввода объекта в эксплуатацию - 2012) расположен (находится) на земельном участке кадастровый номер 77:07:00160005:1000, 77:77:0016005:27.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (объект с кадастровым номером 77:07:0016005:2406 находится в пределах объектов недвижимости (земельных участков): с кадастровыми номерами 77:07:00160005:1000, 77:77:0016005:27, 77:77:0016005:2454, 77:77:0016005:2451.
Объект недвижимости - земельный участок кадастровый номер 77:77:0016005:2454 (образованный из земельного участка с кадастровым номером 77:77:0016005:27) принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись в реестре от 20.06.2016 77-77/012-77/012/008/2016-1182/1 и находится в постоянном бессрочном пользовании у истца - ФГБУ "Специальный летный отряд "Россия" (запись в реестре 77-77/012-77/012/010/2016-2752/1).
На земельном участке 77:77:0016005:27, 77:77:0016005:2454 расположено сооружение - асфальтовое покрытие съезд с Киевского шоссе кадастровый номер 77:00:0000000:71453, принадлежащий на праве собственности городу Москве (запись в реестре от 6.04.2017 N 77-00:0000000:71453-77/022/2017-1).
В рамках проведенной судебной экспертизы (заключение эксперта от 17.06.2020 N 50/06-20) было установлено, что перрон общей площадью 80 664, 7 кв. м (условный номер 77-77-22/040/2012-744 кадастровый номер 77:07:0016005:1943) расположен в границах земельных участков к.н. 77:07:00160005:1000 и к.н. 77:77:0016005:2451.
В свою очередь, перрон общей площадью 89 213 кв. м (к. н 77:07:0016005:2406) расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:00160005:1000, 77:77:0016005:27, 77:77:0016005:2454, 77:77:0016005:2451.
Таким образом, экспертом установлено наложение друг на друга объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности как истцу так и ответчику, площадь наложения объектов указана экспертом относительно границ земельный участков, на которых находятся спорные объекты.
При этом экспертом также установлено, что объект к.н. 77:07:0016005:2406 и объект к.н. 77:07:0016005:1943 представляют собой единое плоскостное сооружение с отсутствием четких границ между ними.
Истец, заявляя требования о признании отсутствующим права ответчика на объект недвижимого имущества - перрон площадью 89 213 кв. м к.н. 77:07:0016005:2406, исходит из того, что объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности ответчику, находится в границах земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации и принадлежащего истцу на праве бессрочного пользования, соответственно, у ответчика не могло возникнуть право на этот объект (перрон), поскольку его создание явилось результатом реконструкции аэродромного комплекса Внуково на основании Указа Президента РФ.
Также истец указал на то, что запись в ЕГРН от 18.04.2016 N 77-77/022-77-/012-234/2015-68/1 о праве собственности ответчика на перрон нарушает права истца по использованию по целевому назначению земельных участков земельных участков 77:07:00160005:1000, 77:77:0016005:2454, 77:77:0016005:2451, так и права истца на перрон, принадлежащий ему на праве оперативного управления ввиду в части, составляющей площадь наложения объектов друг на друга.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суды обеих инстанций, разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 8.1, 304-305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 52-53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что указом Президента РФ от 14.11.2003 N 1356 было постановлено принять предложение Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы о передаче в собственность г. Москвы находящихся в федеральной собственности 60,88% акций ОАО "Аэропорт Внуково" и принять к сведению, что финансирование реконструкции аэровокзального комплекса "Внуково-2" будет обеспечено Правительством Москвы в необходимом размере, 14.11.2003 между Управлением делами Президента Российской Федерацией и Правительством города Москвы было заключено соглашение УД-1377д, согласно которому стороны договорились о совместных действиях по модернизации и реконструкции аэровокзального комплекса для обслуживания высших должностных лиц государства "Внуково 2", в соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.3, Правительство Москвы обязалось обеспечить для Управления делами оформление исходной разрешительной документации, разработку ТЗ и ПСД, проведение работ по реконструкции и модернизации комплекса, а после завершения работ по реконструкции и модернизации и приемки комплекса в эксплуатацию передать объекты в установленном порядке Управлению делами Президента РФ, в целях выполнения п.п. 1 и 2 Указа Президента РФ N 1356 от 14.11.2003 было издано Распоряжение мэра Москвы от 4.12.2003 N 427-РМ "О мерах по реконструкции и модернизации аэропорта "Внуково" о создании Координационного совета для решения вопросов, связанных с реконструкцией и модернизацией аэропорта Внуково, постановлением Правительства Москвы от 3.08.2004 N 541-ПП была утверждена и одобрена концепция развития аэропорта Внуково, предусматривающая, в том числе, комплексное развитие аэродрома с удлинением и реконструкцией взлетно-посадочной полосы (ВПП-1), реконструкцией ВПП-2, также были утверждены перечни объектов первоочередного строительства аэропорта Внуково (приложение N 2 к постановлению), в том числе реконструкция ВПП-1 и реконструкция ВПП-2, на основании Распоряжения Правительства г. Москвы от 03.02.2004 N 117-РП "О реконструкции комплекса аэропорта "Внуково", Постановления Правительства г. Москвы от 3 августа 2004 года N 541-ПП "О концепции развития аэропорта Внуково", Распоряжения Мэра г. М от 4.12.2003 N 427-РМ "О мерах по реконструкции и модернизации аэропорта "Внуково", во исполнение обязательств по государственному контракту от 9.01.2008 N 1-08-мск, агентского договора б/н от 2.03.2009 ОАО "Москапстрой" и ЗАО "ТУКС-1" осуществили реконструкцию аэровокзального комплекса Внуково-2, в том числе и перрона, при этом между ОАО "Москапстрой" и Департаментом земельных ресурсов был заключен договор от 25.05.2006 N М-07-507651 на предоставление обществу в аренду для выполнения строительства аэровокзального комплекса "Внуково-2" земельного участка кадастровый номер 77 07 160005 024 площадью 135 000 кв. м, никакого иного земельного участка обществу или какому-либо иному лицу для осуществления работ по реконструкции ВПП-1 или ВПП-2 не предоставлялось; иного ни ответчиком, ни третьим лицом (обществом) не подтверждено, исходя из того, что разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 15.07.2011 N RU77117000-003590 от 25.12.2012, от 25.12.2012 N RU77117000-004599 не содержат каких-либо сведений о вводе в эксплуатацию перрона заявленной к государственной регистрации площадью 89 213 кв. м, указанные в разрешениях выполненные работы означены как расширение перрона цементобетон 39 410 кв. м, покрытие обочин асфальтобетоном 2 019 кв. м), N RU77117000-004599 (расширение перрона цементобетон 7729 кв. м, асфальтобетон обочин 2049 кв. м, асфальтобетон "газона" 10535 кв. м), тогда как признание права отсутствующим только на часть перрона, в части наложения 23 858 кв. м, не приведет к восстановлению нарушенного права истца; учитывая, в том числе, и волю собственника земельных участков - Российской Федерации, учитывая, что Управление делами Президента Российской Федерации выступая от имени Российской Федерации, согласие на передачу земельных участков Правительству Москвы не давало, принимая во внимание, что в материалы дела представлено письмо Департамента N ДГИ-Э-88048/17-2, в котором указано на реконструкцию перрона "Внуково-2" в рамках соглашения между Правительством г. Москвы и Управделами Президента РФ от 14.11.2003, и выражено согласие о целесообразности передачи объекта в федеральную собственность, кроме того, в материалах дела имеется протокол N ДГИ-П-39/19 от 1.03.2019 с участием Департамента, Правительства Москвы, Управления делами Президента РФ, Управлением Росреестра, Росимущества, ФГБУ "СЛО "Россия" и др., на котором обсуждался вопрос о передаче и готовности принять спорный объект на баланс Росимущества, а также письмо Департамента, адресованное истцу и третьему лицу - Управлению делами Президента РФ о необходимости удостоверения готовности принятия на баланс спорного объекта недвижимости в возможно короткий срок (во исполнение принятых на совместном совещании от 1.03.2019 решений), однако до настоящего времени вопрос о передаче объекта спорящими сторонами не разрешен, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.
При этом суды отметили, что требование о признании отсутствующим права является негаторным (пункт 7 постановления Пленума ВС РФ N 42 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности").
Исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Судебная коллегия отмечает, что из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Таким образом, доводы заявителей, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, и по существу доводы заявителей основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие заявителей с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2021 года по делу N А40-286352/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
Л.В. Федулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 8.1, 304-305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 52-53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что указом Президента РФ от 14.11.2003 N 1356 было постановлено принять предложение Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы о передаче в собственность г. Москвы находящихся в федеральной собственности 60,88% акций ОАО "Аэропорт Внуково" и принять к сведению, что финансирование реконструкции аэровокзального комплекса "Внуково-2" будет обеспечено Правительством Москвы в необходимом размере, 14.11.2003 между Управлением делами Президента Российской Федерацией и Правительством города Москвы было заключено соглашение УД-1377д, согласно которому стороны договорились о совместных действиях по модернизации и реконструкции аэровокзального комплекса для обслуживания высших должностных лиц государства "Внуково 2", в соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.3, Правительство Москвы обязалось обеспечить для Управления делами оформление исходной разрешительной документации, разработку ТЗ и ПСД, проведение работ по реконструкции и модернизации комплекса, а после завершения работ по реконструкции и модернизации и приемки комплекса в эксплуатацию передать объекты в установленном порядке Управлению делами Президента РФ, в целях выполнения п.п. 1 и 2 Указа Президента РФ N 1356 от 14.11.2003 было издано Распоряжение мэра Москвы от 4.12.2003 N 427-РМ "О мерах по реконструкции и модернизации аэропорта "Внуково" о создании Координационного совета для решения вопросов, связанных с реконструкцией и модернизацией аэропорта Внуково, постановлением Правительства Москвы от 3.08.2004 N 541-ПП была утверждена и одобрена концепция развития аэропорта Внуково, предусматривающая, в том числе, комплексное развитие аэродрома с удлинением и реконструкцией взлетно-посадочной полосы (ВПП-1), реконструкцией ВПП-2, также были утверждены перечни объектов первоочередного строительства аэропорта Внуково (приложение N 2 к постановлению), в том числе реконструкция ВПП-1 и реконструкция ВПП-2, на основании Распоряжения Правительства г. Москвы от 03.02.2004 N 117-РП "О реконструкции комплекса аэропорта "Внуково", Постановления Правительства г. Москвы от 3 августа 2004 года N 541-ПП "О концепции развития аэропорта Внуково", Распоряжения Мэра г. М от 4.12.2003 N 427-РМ "О мерах по реконструкции и модернизации аэропорта "Внуково", во исполнение обязательств по государственному контракту от 9.01.2008 N 1-08-мск, агентского договора б/н от 2.03.2009 ОАО "Москапстрой" и ЗАО "ТУКС-1" осуществили реконструкцию аэровокзального комплекса Внуково-2, в том числе и перрона, при этом между ОАО "Москапстрой" и Департаментом земельных ресурсов был заключен договор от 25.05.2006 N М-07-507651 на предоставление обществу в аренду для выполнения строительства аэровокзального комплекса "Внуково-2" земельного участка кадастровый номер 77 07 160005 024 площадью 135 000 кв. м, никакого иного земельного участка обществу или какому-либо иному лицу для осуществления работ по реконструкции ВПП-1 или ВПП-2 не предоставлялось; иного ни ответчиком, ни третьим лицом (обществом) не подтверждено, исходя из того, что разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 15.07.2011 N RU77117000-003590 от 25.12.2012, от 25.12.2012 N RU77117000-004599 не содержат каких-либо сведений о вводе в эксплуатацию перрона заявленной к государственной регистрации площадью 89 213 кв. м, указанные в разрешениях выполненные работы означены как расширение перрона цементобетон 39 410 кв. м, покрытие обочин асфальтобетоном 2 019 кв. м), N RU77117000-004599 (расширение перрона цементобетон 7729 кв. м, асфальтобетон обочин 2049 кв. м, асфальтобетон "газона" 10535 кв. м), тогда как признание права отсутствующим только на часть перрона, в части наложения 23 858 кв. м, не приведет к восстановлению нарушенного права истца; учитывая, в том числе, и волю собственника земельных участков - Российской Федерации, учитывая, что Управление делами Президента Российской Федерации выступая от имени Российской Федерации, согласие на передачу земельных участков Правительству Москвы не давало, принимая во внимание, что в материалы дела представлено письмо Департамента N ДГИ-Э-88048/17-2, в котором указано на реконструкцию перрона "Внуково-2" в рамках соглашения между Правительством г. Москвы и Управделами Президента РФ от 14.11.2003, и выражено согласие о целесообразности передачи объекта в федеральную собственность, кроме того, в материалах дела имеется протокол N ДГИ-П-39/19 от 1.03.2019 с участием Департамента, Правительства Москвы, Управления делами Президента РФ, Управлением Росреестра, Росимущества, ФГБУ "СЛО "Россия" и др., на котором обсуждался вопрос о передаче и готовности принять спорный объект на баланс Росимущества, а также письмо Департамента, адресованное истцу и третьему лицу - Управлению делами Президента РФ о необходимости удостоверения готовности принятия на баланс спорного объекта недвижимости в возможно короткий срок (во исполнение принятых на совместном совещании от 1.03.2019 решений), однако до настоящего времени вопрос о передаче объекта спорящими сторонами не разрешен, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.
...
Исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2021 г. N Ф05-16571/21 по делу N А40-286352/2018