город Москва |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А41-69921/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Русские Башни": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 15 июля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2021 г.
по делу N А41-69921/20
по заявлению акционерного общества "Русские Башни"
к Комитету лесного хозяйства Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 07-479/2020 от 12 октября 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: постановлением Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - административный орган) по делу об административном правонарушении N 07-479/2020 от 12 октября 2020 г. акционерное общество "Русские Башни" (далее - АО "Русские Башни", общество, заявитель) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО "Русские Башни" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Комитета лесного хозяйства Московской области по делу об административном правонарушении N 07-479/2020 от 12 октября 2020 г. о назначении административного наказания АО "Русские Башни"
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы процессуального права, поскольку непредставление административным органов материалов дела влечет отдельно предусмотренную процессуальным законодательством ответственность и не может являться единственным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Приведены также доводы о наличии оснований для прекращения производства по делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
От представителя Комитета лесного хозяйства Московской области через систему подачи электронных документов "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из приведенных нормативных положений в их совокупности и взаимосвязи следует, что именно на административный орган возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие законность постановления о привлечении к административной ответственности, а именно: подтвердить наличие соответствующих полномочий административного органа, а также наличие оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности, срока давности привлечения к административной ответственности.
Неисполнение административным органом такой обязанности исходя из закрепленной в статье 1.5 КоАП РФ презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, влечет отмену оспариваемого постановления.
Действия, связанные с самовольным занятием лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на непредставление административным органом материалов административного дела.
Судами установлено, что основанием для вынесения Комитетом лесного хозяйства Московской области постановления по делу об административном правонарушении N 07-479/2020 от 12 октября 2020 г. о привлечении АО "Русские Башни" к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ явилось самовольное занятие и использование лесного участка площадью 0,0025 га в квартале 17 выделе 7 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" (кадастровый номер 50:11:0000000:167624) без специального разрешения.
Определениями Арбитражного суда Московской области о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении судебного заседания от 29 октября 2020 г. (л.д. 1) судом предложено административному органу представить копии материалов административного дела (заверенные копии в дело), в рамках которого вынесено оспариваемое постановление.
Подлинники либо надлежащим образом заверенные копии материалов дела об административном правонарушении Комитетом лесного хозяйства Московской области суду не представлены.
Таким образом, в данном случае обязанность подтвердить законность постановления о привлечении к административной ответственности административным органом не выполнена.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Относительно довода Комитета лесного хозяйства Московской области о рассмотрении дела в суде первой инстанции по результатам одного судебного заседания суд кассационной инстанции отмечает, что переход из предварительного судебного заседания в судебное заседание предусмотрен частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из протокола судебного заседания от 01 декабря 2020 г. следует, что каких-либо ходатайств от Комитета лесного хозяйства Московской области не поступало.
Довод Комитета лесного хозяйства Московской области о наличии оснований для прекращения производства по делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм процессуального права.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2021 г. по делу N А41-69921/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия, связанные с самовольным занятием лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
...
Судами установлено, что основанием для вынесения Комитетом лесного хозяйства Московской области постановления по делу об административном правонарушении N 07-479/2020 от 12 октября 2020 г. о привлечении АО "Русские Башни" к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ явилось самовольное занятие и использование лесного участка площадью 0,0025 га в квартале 17 выделе 7 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО "Мособллес" (кадастровый номер 50:11:0000000:167624) без специального разрешения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2021 г. N Ф05-15671/21 по делу N А41-69921/2020