город Москва |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А41-28554/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО": Ивановой Н.О. (дов. от 01.11.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Сопот И.Н. (дов. N 132-и от 07.06.2021 г.);
рассмотрев 14 июля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2021 г.,
по делу N А41-28554/20
по заявлению закрытого акционерного общества "Эстейт Сервис дирекция Куркино Северо-Западного административного округа"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным решения от 13 марта 2020 г. N 080Г/07-347-22-7-2020,
УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество "Эстейт Сервис дирекция Куркино Северо-Западного административного округа" (далее - ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО", общество, заявитель) является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, г. Мытищи, Осташковское шоссе, д. 22, корп. 5 (далее - МКД), в соответствии с действующей лицензией.
Указанный МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом (далее - ИТП) и общедомовыми приборами учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, входящим в состав общего имущества. Оборудование, входящее в состав ОДПУ тепловой энергии, проверено и введено в эксплуатацию актом периодической проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя от 04 января 2017 г. N 5.
На основании распоряжения Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области, управление) от 20 февраля 2020 г. N 080Г/07-247-22-7-2020 в отношении ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги (проверка содержания общего имущества) в МКД по вышеуказанному адресу.
В ходе проверки выявлено нарушение пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), а именно: использование обществом при начислении платы за коммунальную услугу - отопление не подтверждено уменьшенную отапливаемую площадь здания, без учета площади всех жилых и нежилых помещений, без учета начисления платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества.
В соответствии с информацией в единых платежных документах, при расчете платы за коммунальную услугу отопление учитывается отапливаемая площадь МКД дома 13 607,30 кв.м., однако в соответствии с техническим паспортом МКД отапливаемая площадь составляет 15 143,7 кв.м, в том числе площадь жилых помещений - 9 949,7 кв.м, площадь нежилых помещений - 5 194 кв.м.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13 марта 2020 г. N 08ОГ/07-347-22-7-2020.
По результатам проверки Госжилинспекцией Московской области выдано предписание от 13 марта 2020 г. N 08ОГ/07-347-22-7-2020, в соответствии с которым ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" предписано в срок до 13 мая 2020 г. провести сверку площадей, а также перерасчет размера платы за коммунальную услугу отопление за 2019-2020 отопительный период в соответствии с пунктом 54 Правил N 354, а также провести перерасчет размера платы за коммунальную услугу отопление по всем помещениям в многоквартирном жилом доме, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, г. Мытищи, Осташковское шоссе, д. 22, корп. 5. Производить в дальнейшем начисление платы за коммунальную услугу отопление в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 по всем помещениям в многоквартирном жилом доме, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, г. Мытищи, Осташковское шоссе, д. 22, корп. 5.
Считая свои права нарушенными, ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о признании незаконным указанного предписания.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным предписание Госжилинспекции Московской области от 13 марта 2020 г. N 08ОГ/07-347-22-7-2020, выданное ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО". Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Госжилинспекция Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что в нарушение пункта 54 Правил N 354 общество начисляет плату за коммунальную услугу отопление в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 с учетом показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в нарушение пункта 54 вышеуказанных правил, используя неподтвержденную уменьшенную отапливаемую площадь здания, без учета площади всех жилых и нежилых помещений, без учета платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества, при этом плата за услугу отопление для собственников выше, чем от расчета с использованием суммы всей отапливаемой площади согласно паспорту.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Госжилинспекции Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 81 Правил N 354 установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Пунктом 42(1) Правил N 354 предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с абзацем 4 пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 2(3) Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В случаях, предусмотренных пунктами 59 и 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.
В соответствии с пунктом 3(7) Приложения N 2 к Правилам объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(7).
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по оказаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом/положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 Приложения N 2 к Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) Приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды потребленной за расчетный период в жилом или нежилом
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1) Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку при применении пункта 54 Правил N 354 расчет платы за услугу отопление управляющая организация не может обеспечить правильность начислений, что может повлечь массовые нарушения прав и интересов потребителей.
Судами установлено, что МКД состоит из многоквартирного жилого дома и подземного гаража-автостоянки, оборудован индивидуальным тепловым пунктом, в котором осуществляется подогрев воды путем теплообмена; коммунальные услуги централизованные.
Согласно техническому паспорту здания в площадь нежилых помещений включена также гараж-автостоянка, не оборудованная отопительными приборами или иными теплопотребляющими установками на цели отопления, что подтверждается актом осмотра территории гаража-автостоянки от 12 ноября 2020 г.
Таким образом, площадь жилых и нежилых помещений, осуществляющих потребление тепловой энергии на отопление, составляет 13 607,3 кв.м, которая правомерно учтена обществом при выставлении ЕПД.
Площадь помещений, с не введенными в эксплуатацию индивидуальными приборами учета, услуги отопление по состоянию на 01 марта 2020 г. составляет 4 284 кв.м., в связи с чем ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" производит расчет с населением по услуге отопление в соответствии с абзацем 4 пункта 42(1) Правил N 354.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2021 г. по делу N А41-28554/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку при применении пункта 54 Правил N 354 расчет платы за услугу отопление управляющая организация не может обеспечить правильность начислений, что может повлечь массовые нарушения прав и интересов потребителей.
...
Площадь помещений, с не введенными в эксплуатацию индивидуальными приборами учета, услуги отопление по состоянию на 01 марта 2020 г. составляет 4 284 кв.м., в связи с чем ЗАО "Эстейт Сервис дирекция Куркино СЗАО" производит расчет с населением по услуге отопление в соответствии с абзацем 4 пункта 42(1) Правил N 354.
...
решение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2021 г. по делу N А41-28554/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2021 г. N Ф05-15292/21 по делу N А41-28554/2020