город Москва |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А41-66237/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) НАО "РенАРТ": Панкратовой С.С., Никоновой Н.А. (дов. N 5 от 26.09.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Лобня Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 20 июля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу НАО "РенАРТ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2021 г.,
по делу N А41-66237/20
по заявлению непубличного акционерного общества "РенАРТ"
к Администрации городского округа Лобня Московской области
об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ: непубличному акционерному обществу "РенАРТ" (далее - НАО "РенАРТ", общество, заявитель) принадлежит на праве собственности площадка с твердым покрытием площадью 1 048 кв.м, с кадастровым номером 50:41:0020401:102, расположенная по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Букинское шоссе, д. 4В (далее - площадка).
Указанная площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером 50:41:0020401:30, площадью 2 690 кв.м, с адресным ориентиром: Московская обл., г. Лобня, ул. Букинское шоссе, вл. 4В, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение производственной базы (далее - земельный участок), переданный в аренду НАО "РенАРТ" на основании договора аренды от 01 октября 2018 г. N 34-18 (далее - договор), заключенного с Администрацией городского округа Лобня Московской области (далее - Администрация) под размещение производственной базы, сроком аренды на 3 (три) года (по 30 ноября 2021 г.).
Земельный участок предоставлен обществу без проведения торгов на основании пунктов 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1.2 договора).
Ранее вышеуказанный земельный участок был предоставлен обществу с ограниченной ответственностью "Лобненская общегородская строительная компания" (далее - ООО "ЛОСК") на основании договора аренды от 13 декабря 2010 г. под размещение производственной базы.
В последующем ООО "ЛОСК" было реорганизовано путем выделения из него НАО "РенАРТ" (протокол от 03 марта 2016 г. N 72).
К арендованному земельному участку примыкает земельный участок с кадастровым номером 50:41:0020401:7, принадлежащий НАО "РенАРТ" на праве собственности, на котором расположены производственные и складские объекты.
Поскольку в период с 2010 по 2020 года земельный участок с кадастровым номером 50:41:0020401:30 не использовался арендаторами для целей строительства производственной базы, Администрация сообщила обществу о том, что в случае несовершения действий по строительству производственной базы, договор аренды продлен быть не может.
В мае 2020 года НАО "РенАРТ" обратилось в Министерство жилищной политики Московской области с заявлением на получение разрешения на строительство неотапливаемого складского здания на земельном участке с кадастровым номером 50:41:0020401:30, однако обществу было отказано в выдаче разрешения на строительство с указанием, в том числе на несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и действующим на дату выдачи разрешения на строительство - функциональное назначение проектируемого объекта капитального строительства - "строительство неотапливаемого складского здания" не соответствует виду разрешенного использования земельного участка - под размещение производственной базы.
07 июля 2020 г. НАО "РенАРТ" обратилось в Администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования арендуемого земельного участка с кадастровым номером 50:41:0020401:30 с "под размещение производственной базы" на "площадка с твердым покрытием, предназначенная для складирования" с указанием на то, что вид разрешенного использования "под размещение производственной базы" отсутствует в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, а площадь арендованного земельного участка недостаточна для строительства производственной базы, а по результатам разработанного градостроительного плана земельного участка установлено, что участок расположен в территориальной зоне П - производственная зона, предусматривающей возможность строительства складов.
Письмом от 06 августа 2020 г. Администрация сообщила обществу об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, указав на то, что земельный участок предоставлялся в аренду без проведения торгов именно для целей строительства производственной базы, в связи с чем арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии целями, указанными в договоре аренды, видом разрешенного использования. Запрет на изменение вида разрешенного использования арендованного земельного участка предусмотрен пунктом 7 договора.
Считая свои права нарушенными, НАО "РенАРТ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Лобня Московской области об обязании привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:41:0020401:30 с "под размещение производственной базы" на "площадка с твердым покрытием, предназначенная для складирования".
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 января 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе НАО "РенАРТ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие оснований для изменения вида разрешенного использования арендуемого земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель НАО "РенАРТ" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Администрации городского округа Лобня Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя НАО "РенАРТ", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Из части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (часть 1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (часть 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон производственного использования могут включаться:
1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" утвержден соответствующий классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).
Классификатором предусмотрен следующий вид разрешенного использования земельных участков "Производственная деятельность" (код 6.0) - Строительство производственных объектов.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку установленный вид разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:41:0020401:30 "под размещение производственной базы" соответствует Классификатору, которым установлено, что вид разрешенного использования земельного участка - "производственная деятельность" (код - 6.0) предусматривает возможность строительства производственных объектов и не предоставляет возможности размещения в указанной зоне складских строений.
При этом судами установлено, что расположенный на земельном участке объект недвижимости является замощением - асфальтобетонным покрытием земельного участка, не является самостоятельным объектом недвижимого имущества и на нем отсутствуют капитальные строения.
Судами также указано на то, что площадку, покрытую бетоном, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества, а укладка на земельном участке определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка (несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка) и является лишь элементом благоустройства данного участка. При этом регистрация на такой объект права собственности не может служить безусловным основанием для предоставления занятого этим объектом земельного участка в аренду по правилам статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Иных объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке и принадлежащих на праве собственности заявителю, не имеется.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для обязания Администрации городского округа Лобня Московской области привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:41:0020401:30 с "под размещение производственной базы" на "площадка с твердым покрытием, предназначенная для складирования", поскольку вид разрешенного использования арендуемого земельного участка соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судом обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2021 г. по делу N А41-66237/20 оставить без изменения, кассационную жалобу НАО "РенАРТ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" утвержден соответствующий классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).
...
Судами также указано на то, что площадку, покрытую бетоном, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества, а укладка на земельном участке определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка (несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка) и является лишь элементом благоустройства данного участка. При этом регистрация на такой объект права собственности не может служить безусловным основанием для предоставления занятого этим объектом земельного участка в аренду по правилам статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Иных объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке и принадлежащих на праве собственности заявителю, не имеется."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2021 г. N Ф05-16069/21 по делу N А41-66237/2020