г. Москва |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А40-190459/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Голобородько В.Я., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев 19 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение от 24.12.2020 Арбитражного суда города Москвы,
и на постановление от 02.04.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
третьи лица: ООО "Экспресс", Департамент города Москвы по конкурентной политике,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), в котором просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в письме от 10.07.2020 N 77/017/247/2020-2650, об отказе в государственной регистрации договора N 00-00089/20 от 05.02.2020 об аренде нежилого помещения площадью 62 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Текстильщиков 7-я, д. 7, корп. 2, к.н. 77:04:0004007:14086; возложить на Управление Росреестра по Москве обязанность осуществить государственную регистрацию договора N00-00089/20 от 05.02.2020 об аренде нежилого помещения площадью 62 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Текстильщиков 7-я, д. 7, корп. 2, к.н. 77:04:0004007:14086.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021, признано незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 10.07.2020 N 77/017/247/2020-2650. Суд обязал Управление Росреестра по Москве в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления регистрационных действий по заявлению N 77/017/247/2020-2650.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы Управление Росреестра по Москве ссылается на то, что в Управлении отсутствует информация о проведении оценки арендуемого по договору аренды помещения, отчет об оценке спорного помещения в Управление Росреестра по Москве не представлялся, что не позволяет установить соответствие содержания договора аренды в части арендной платы за спорное помещение требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представители сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам Арбитражный суд Московского округа не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами при рассмотрении спора по существу, в собственности города Москвы находится нежилое помещение площадью 62 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Текстильщиков 7-я, д. 7, корп. 2 (подвал, помещение V - комнаты 1, с 4 по 7), к. н. 77:04:0004007:14086.
Департаментом города Москвы по конкурентной политике в соответствии с нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" организован открытый аукцион на право аренды нежилого помещения площадью 62 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Текстильщиков 7-я, д. 7, корп. 2.
По результатам аукциона, оформленного протоколом от 29.11.2019, победителем признано ООО "Экспресс".
Между Департаментом (арендодатель) и ООО "Экспресс" (арендатор) заключен договор N 00-00089/20 от 05.02.2020 об аренде нежилого помещения (далее - договор).
Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением N 77/017/247/2020-2650 о государственной регистрации договора аренды.
Уведомлением государственного регистратора от 18.02.2020 N 77/017/247/2020-2650 сообщено о приостановлении осуществления регистрационных действий на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Решение регистрирующего органа мотивировано тем, что сведения о проведении аукциона отсутствуют на электронной площадке, а также, что в нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в регистрирующий орган не представлен отчет об оценке для определения арендной платы объекта аренды.
Не согласившись с принятым решением, полагая его незаконными, не обоснованными и подлежащими отмене, Департамент обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные Департаментом требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 131, статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Закона N 218-ФЗ, статьи 8 Закона N 135-ФЗ, пункта 2 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП (в редакции, действовавшей на момент организации аукциона), исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что отчет об оценке для определения арендной платы объекта аренды не является обязательным документом, отсутствие которого препятствовало бы регистрации договора аренды, исходя из того, что истребование государственным регистратором дополнительных документов, необходимость которых для целей осуществления регистрационных действий законом не предусмотрена, недопустимо, учитывая, что доводы регистрирующего органа в части отсутствия на электронной площадке сведений об открытом аукционе не соответствуют действительности, пришли к выводу, что решение об отказе в регистрации договора аренды принято с нарушением требований части 5 статьи 18, статей 26, 29 Закона N 218-ФЗ, а потому удовлетворили заявленные Департаментом требования полностью.
Суд кассационной инстанции считает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие Управления Росреестра по Москве с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 апреля 2021 года по делу N А40-190459/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные Департаментом требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 131, статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Закона N 218-ФЗ, статьи 8 Закона N 135-ФЗ, пункта 2 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП (в редакции, действовавшей на момент организации аукциона), исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что отчет об оценке для определения арендной платы объекта аренды не является обязательным документом, отсутствие которого препятствовало бы регистрации договора аренды, исходя из того, что истребование государственным регистратором дополнительных документов, необходимость которых для целей осуществления регистрационных действий законом не предусмотрена, недопустимо, учитывая, что доводы регистрирующего органа в части отсутствия на электронной площадке сведений об открытом аукционе не соответствуют действительности, пришли к выводу, что решение об отказе в регистрации договора аренды принято с нарушением требований части 5 статьи 18, статей 26, 29 Закона N 218-ФЗ, а потому удовлетворили заявленные Департаментом требования полностью."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2021 г. N Ф05-16026/21 по делу N А40-190459/2020