г. Москва |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А40-20827/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.07.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Голобородько В.Я.,
судей Петровой В.В., Шишовой О.А.
при участии в заседании:
от истца: Кондрашов Р.Е. по дов. от 17.11.2020
от ответчика: Апрелов С.А. по дов. от 23.11.2020
от третьего лица: Апрелов С.А. по дов. от 27.08.2020
рассмотрев 20.07.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 29.01.2021
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 08.04.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску Акционерного общества производственное предприятие "КАСКАД-1" (ОГРН: 1027700497263; 117149, г Москва, улица Азовская, дом 13, эт/пом/ком 4/X/1) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423; 123112, г Москва, проезд 1-й Красногвардейский, дом 21 строение 1) третье лицо: Правительство Москвы о признании права на имущественную поддержку
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество производственное предприятие "КАСКАД-1" (далее - АО производственное предприятие "КАСКАД-1", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4 500 рублей в год за 1 кв. м помещения, арендуемого по договору N 07-00212/07 от 04.04.2007 в период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2021 исковые требования удовлетворены. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2021 оставлено в силе.
Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просил отменить постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неверное установление судами обстоятельств спора, в частности наличия статуса субъектами малого предпринимательства.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Также в судебном заседании присутствовал представитель третьего лица.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, ответчика и третьего лица, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами, 04.04.2007 между АО производственное предприятие "КАСКАД-1" и Департаментом заключен договор аренды нежилого фонда, находящегося в собственности Москвы N 7-212 (далее - договор) площадью 154,90 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Азовская, д.13 сроком от 04.04.2007 по 30.09.2009, помещение передано по акту приема-передачи.
Между АО производственное предприятие "КАСКАД-1" и Департаментом 02.12.2009 заключено дополнительное соглашение о продлении договора до 30.09.2012, 30.12.2012 - до 30.06.2015.
Изначально действовала ставка арендной платы в размере 3 782 рубля 50 копеек за квадратный метр на основании расчета арендной платы.
Между АО производственное предприятие "КАСКАД-1" и Департаментом 13.12.2012 было заключено дополнительное соглашение о снижении арендной ставки до 1 800 рублей за 1 кв.м.
Истцу 19.12.2016 поступило уведомление об изменении арендной ставки на 8 986 рублей 67 копеек за 1 кв.м 27 декабря 2018 года поступило уведомление об изменении ставки на 9 436 рублей.
С 01.01.2013 действовала ставка арендной платы в размере 3 500 рублей за один квадратный метр, а с 1 января 2017 года установлена ставка арендной платы в размере 4 500 рублей за один квадратный метр (Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы").
Поскольку арендуемое по договору помещение имеет площадь 154,90 кв.м, что не превышает порог, установленный подпунктом 1.1. пункта 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (ред. от 24.12.2014) "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", то как утверждает истец, ставка арендной платы должна была быть 3 500 рублей, а с 01.01.2017 - 4 500 рублей.
Истец, указывая на то, что оно как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, с 01.01.2017 имеет право на ставку арендной платы, установленную пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в редакции, действующей с 01.01.2017, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании за ним права на имущественную поддержку в виде установления на 2017- 2019 годы льготной ставки арендной платы в размере 4 500 рублей за кв.м. в год на арендуемое помещение.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона No 209-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 No 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Данным законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540- ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относи тся установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы 8 полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона No 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов:
1. арендующим объекты площадью до 300 кв.м;
2. арендующим объекты площадью свыше 300 кв.м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв.м, не нарушающим условия договоров.
В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" (далее - Постановление No 812-ПП) с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4500 рублей за кв.м в год:
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления No 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом. Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в 10 размере 3 500 рублей за кв.м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Таким образом, как обоснованно указали суды, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 рублей за кв.м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 рублей за кв.м.
Департамент, оспаривая заявленные требования, ссылается на то, что условие об арендной плате согласовано сторонами в дополнительном соглашении, разногласий по которому истцом заявлено не были.
Как верно установили суды, пункт 1 Постановления N 800-ПП устанавливает критерием для предоставления названной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Также судами установлено, что ссылка на заключение между сторонами дополнительного соглашения как на обстоятельства невозможности установления льготной ставки, не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Таким образом, заключение между истцом и Департаментом дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1. части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
С учетом приведенных обстоятельств, суды обоснованно установили, что общество имеет право на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4 500 рублей в год за 1 кв. м помещения, арендуемого по договору N 07-00212/07 от 04.04.2007 в период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
Доводы об отсутствии подтверждения факта наличия статуса субъекта малого предпринимательства были предметом исследования судов и правомерно отклонены, поскольку Департамент в уведомлениях об установлении истцу арендной ставки не отрицает факт аренды нежилого помещения общей площадью до 300 кв.м., и с учетом доказательств предоставлении имущественной поддержки истцу период 2013-2015 года как микропредприятию, без представления доказательств утраты истцом указанного статуса, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для признания истца как утратившим право на имущественную поддержку.
Доводы о наличии задолженности по арендной плате также были предметом исследования судов, однако материалами дела она не подтверждается, кроме того, наличие задолженности автоматически не лишает права на применение льготной ставки арендной платы.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установил, что рассматриваемое право на такую льготу рассматривается за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, тогда как Департаментом заявляются требования о взыскании неустойки за период с 06.09.2015 по 30.06.2017, а непризнание Департаментом за истцом права на имущественную поддержку в рассматриваемый период явилось основанием для начисления задолженности, что однако не отменяет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в размере 4500 рублей за кв.м в год на арендуемое помещение.
Таким образом, судами были исследованы все обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы получили надлежащую оценку, оснований для переоценки, у суда округа не имеется.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанций не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. При этом выводы суда об установленных обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемом в кассационном порядке судебном акте по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А40-20827/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно установили суды, пункт 1 Постановления N 800-ПП устанавливает критерием для предоставления названной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Также судами установлено, что ссылка на заключение между сторонами дополнительного соглашения как на обстоятельства невозможности установления льготной ставки, не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Таким образом, заключение между истцом и Департаментом дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1. части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
...
Доводы о наличии задолженности по арендной плате также были предметом исследования судов, однако материалами дела она не подтверждается, кроме того, наличие задолженности автоматически не лишает права на применение льготной ставки арендной платы.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установил, что рассматриваемое право на такую льготу рассматривается за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, тогда как Департаментом заявляются требования о взыскании неустойки за период с 06.09.2015 по 30.06.2017, а непризнание Департаментом за истцом права на имущественную поддержку в рассматриваемый период явилось основанием для начисления задолженности, что однако не отменяет право на имущественную поддержку в виде ставки арендной платы, установленной пунктом 1.1 Постановления N 800-ПП, в размере 4500 рублей за кв.м в год на арендуемое помещение."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 июля 2021 г. N Ф05-15218/21 по делу N А40-20827/2020