город Москва |
|
28 июля 2021 г. |
Дело N А41-79332/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Никулина А.А., доверенность от 24.11.2020;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 22 июля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - ИП Щербининой О.В. на решение от 27 января 2021 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 22 апреля 2021 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-79332/20
по заявлению ИП Щербининой О.В.
об оспаривании предписания
к Администрации городского округа Щелково,
УСТАНОВИЛ:
ИП Щербинина О.В. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Щелково (далее - администрация) о возложении обязанности отменить предписание о демонтаже нестационарного торгового объекта от 21.11.2020 N 16/2020 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 января 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИП Щербинина О.В. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, предпринимателю на праве собственности принадлежит нестационарный торговый объект, который размещен им на земельном участке по адресу: г. Щелково, ул. Советская, в начале "Старого моста".
21.11.2020 администрация направила в адрес предпринимателя предписание N 16/2020 об обязании в срок до 04.12.2020 демонтировать нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: г. Щелково, ул. Советская, в начале "Старого моста".
Предприниматель, полагая указанное предписание администрации незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Во исполнение указанной нормы федерального законодательства Министерством потребительского рынка и услуг Московской области приняты распоряжение от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов", а также распоряжение от 02.06.2014 N 16РВ-34 "Об утверждении Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области" (далее - Распоряжение N 16РВ-34, Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций, размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, который проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
Исходя из содержания пункта 3.3 Методических рекомендаций, основанием для размещения нестационарного торгового объекта является схема и договор на размещение нестационарного торгового объекта или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой.
Указанные договоры могут содержать положения, регулирующие пользование земельным участком под нестационарным торговым объектом, либо ссылку на существующий договор, регулирующий пользование земельным участком.
Постановлением администрации от 11.12.2013 N 1192-АП утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково (далее - Порядок N 1192-АП).
Пунктом 1.2 Порядка N 1192-АП предусмотрено, что при размещении нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково администрация в том числе руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ N 67), Распоряжением N 16РВ-34, иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3.1 Порядка N 1192-АП предусмотрено, что основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на право размещения нестационарного торгового объекта, заключенный между администрацией и хозяйствующим субъектом по форме, утверждаемой администрацией.
Договор заключается между администрацией и хозяйствующим субъектом сроком на пять лет.
После заключения договора хозяйствующему субъекту выдается паспорт нестационарного торгового объекта, оформленный администрацией по форме, утверждаемой администрацией.
Паспорт - документ, в котором указаны сведения о хозяйствующем субъекте, а также виде, специализации, площади, месте нахождения, сроке размещения нестационарного торгового объекта, форме собственности земельного участка, на котором расположен объект, реквизиты договора на размещение нестационарного торгового объекта, иные определенные администрацией сведения. Срок действия паспорта равен сроку действия договора. Оригинал паспорта находится у хозяйствующего субъекта, заверенная копия - в Управлении потребительского рынка, сферы услуг и вопросов рекламы администрации.
После утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарного торгового объекта администрация проводит конкурс на право размещения нестационарного торгового объекта на территории городского поселения Щелково в порядке, установленном Приказом N 67 (пункт 3.2 Порядка N 1192-АП).
Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково осуществляется на конкурсной основе. Конкурс проводится конкурсной комиссией по размещению нестационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, имеющих временный характер, и летних кафе, расположенных на территории городского поселения Щелково, создаваемой администрацией (пункт 3.3 Порядка N 1192-АП).
Извещение о проведении конкурса публикуется организатором конкурса в общественно-политической газете "Щелковчанка" и размещается на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за 30 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Извещение должно содержать следующие обязательные сведения:
- наименование, местонахождение, почтовые адреса и адреса электронной почты, номера контактных телефонов организатора конкурса и конкурсной комиссии;
- решение организатора конкурса о проведении конкурса, предметом которого является право на размещение нестационарного торгового объекта;
- дата, время и место вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;
- срок и место подачи документов для участия в конкурсе;
- предметы конкурса (лоты) с указанием их номеров и местонахождения;
- размер платы за право размещения нестационарного торгового объекта (пункт 3.6 Порядка N 1192-АП).
Суды установили, что доказательств опубликования извещения о проведении конкурса, содержащего сведения о размере платы за право размещения нестационарного торгового объекта, утверждения схемы места размещения нестационарного торгового объекта с указанием места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Щелково, ул. Советская, в начале "Старого моста", участия предпринимателя в конкурсе, заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта, получения паспорта на размещение объекта, администрации не представлено.
Постановлением администрации от 30.12.2015 N 4428 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково.
Пунктом 16 указанной схемы предусмотрено размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Щелково, ул. Советская, в начале "Старого моста", сроком с 01.2016 по 31.01.2021.
Доказательств участия предпринимателя в конкурсе на право размещения нестационарного торгового объекта, заключения сторонами договора на право размещения нестационарного торгового объекта, оформления паспорта нестационарного торгового объекта, составленного после заключения договора, также не представлено.
Постановлением администрации от 17.08.2015 N 2056 утверждена Методика определения цены договора (размера платы за право размещения нестационарного торгового объекта на территории городского поселения Щелково Щелковского муниципального района) (далее - Методика).
Согласно пунктам 1 и 2 Методики, расчет платы за право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково производится в зависимости от:
- базовой цены, установленной в соответствии с видом деятельности (таблица N 1 "Размер базовой цены в соответствии с видом деятельности");
- места расположения объекта на территории городского поселения Щелково (таблица N 2 "Величина поправочных коэффициентов, учитывающих территориальное расположение нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково").
Плата за право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково определяется по следующей формуле:
S = C x Kмест x Vврем x Sкв.м,
где:
S - плата за право размещения нестационарных торговых объектов за период пользования в соответствии с договором, руб.;
C - базовая цена за месяц, установленная в соответствии с ассортиментным перечнем, руб.;
Kмест - коэффициент, учитывающий место расположения нестационарного торгового объекта на территории городского поселения Щелково;
Vврем - количество месяцев, на которое предоставляется право размещения нестационарного торгового объекта;
Sкв.м - общая площадь нестационарного торгового объекта.
Постановлением администрации от 11.12.2015 N 3623 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково (далее - Порядок N 3623).
Согласно пункту 2.1 части 2 Порядка N 3623, основанием для размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково является схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково и договор на право размещения нестационарных торговых объектов, заключенный между администрацией и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 3.1 части 3 Порядка N 3623, договор на право размещения нестационарных торговых объектов заключается сроком на пять лет.
После заключения договора хозяйствующему субъекту выдается паспорт нестационарного торгового объекта, оформленный администрацией по форме, утверждаемой администрацией.
При этом доказательств того, что у предпринимателя имеются иные законные основания занимать земельный участок под нестационарным торговым объектом, судам не представлено.
При этом суды установили, что предприниматель не вносит в бюджет муниципального образования плату за пользование земельным участком.
В связи с изложенным, поскольку судам не представлены доказательства заключения предпринимателем по итогам торгов договоров на размещение нестационарного торгового объекта, оформления паспорта нестационарного торгового объекта, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у предпринимателя права пользования земельным участком для размещения торгового киоска.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из статей 60 и 76 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что освобождение земельного участка от расположенных на нем объектов, при самовольном занятии земельного участка и возврат земельного участка осуществляется виновными в таких правонарушениях лицами.
Суды обоснованно заключили, что учитывая, что предприниматель каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок не представил, земельный участок, на котором расположен спорный нестационарный торговый объект, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, администрация правомерно заявила требование об освобождении земельного участка.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 года по делу N А41-79332/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Щербининой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1.2 Порядка N 1192-АП предусмотрено, что при размещении нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково администрация в том числе руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ N 67), Распоряжением N 16РВ-34, иными нормативными правовыми актами.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из статей 60 и 76 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что освобождение земельного участка от расположенных на нем объектов, при самовольном занятии земельного участка и возврат земельного участка осуществляется виновными в таких правонарушениях лицами."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2021 г. N Ф05-16773/21 по делу N А41-79332/2020