г. Москва |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А40-193109/20-145-1339 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "ИЭК": Тоцкой Н.В. (дов. от 31.05.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Ивановой У.В. (дов. N МШ/12784/21 от 20.02.2021 г.);
от третьего лица ПАО "ФСК ЕЭС": Козлова С.И. (дов. N 226-19 от 25.11.2019 г.);
рассмотрев 28 июля 2021 г. в судебном заседании кассационные жалобы ПАО "ФСК ЕЭС" и ФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2021 г.
по делу N А40-193109/20-145-1339
по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 09/85096/20 от 01 октября 2020 г.,
третье лицо: публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы",
УСТАНОВИЛ: письмом от 27 января 2020 г. N М2/2/265 публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", третье лицо) направило в адрес открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (далее - ОАО "ИЭСК", общество, заявитель) заявку на осуществление технологического присоединения ВЛ 220 кВ Тулун-Туманная к ПС 500 кВ Тулун максимальной мощностью 192,5 МВт.
Письмом ОАО "ИЭСК" от 30 января 2020 г. N 06.060-07-4.23-0327 отказано в приеме заявки в работу с указанием на необходимость предоставления отсутствующего документа (схема внешнего электроснабжения).
После взаимного обмена письмами с приложением доказательств со стороны ПАО "ФСК ЕЭС" об отсутствии необходимости предоставления схемы внешнего электроснабжения, письмом от 25 марта 2020 г. N 06.001-05.4.23-1088 ОАО "ИЭСК" направило уведомление о приме заявки в работу.
Предельный срок направления договора с момента подачи заявки на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила), составляет 20 рабочих дней.
Письмом от 15 апреля 2020 г. N 06.060-10-4.23-1375 ОАО "ИЭСК" уведомило ПАО "ФСК ЕЭС" об увеличении срока направления оферты договора на технологическое присоединение в связи с необходимостью согласования проекта технических условий с АО "СО ЕЭС" (пункт 21 Правил), но без указания даты его завершения.
Таким образом, ОАО "ИЭСК" должно было направить ПАО "ФСК ЕЭС" проект договора на технологическое присоединение не позднее 22 апреля 2020 г.
Между тем, договор не был направлен.
ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) на действия (бездействие) ОАО "ИЭСК", выразившиеся в ненаправлении оферты договора о технологическом присоединении по его заявке в сроки, установленные Правилами.
07 августа 2020 г. ФАС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 21/04/9.21-28/2020 и проведении административного расследования.
При проведении административного расследования ОАО "ИЭСК" письмом от 20 августа 2020 г. N 06.060-11-4.23-3081 в ФАС России была предоставлена информация о ходе исполнения заявки на технологическое присоединение ПАО "ФСК ЕЭС", из которой следовало, что ОАО "ИЭСК" неоднократно направляло для согласования проект технических условий в АО "СО ЕЭС".
Письмом АО "СО ЕЭС" от 24 августа 2020 г. в рамках рассмотрения вопроса о технологическом присоединении потребителей на транзите 110 кВ Тайшет-Тулун подтвержден проект перечня мероприятий, обеспечивающих выполнение ОАО "ИЭСК" заявки.
На основании полученных данных 27 августа 2020 г. ФАС России в отношении ОАО "ИЭСК" был составлен протокол об административном правонарушении N 21/04/9.21-28/2020.
Постановлением ФАС России от 30 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении N 21/04/9.21-28/2020 ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "ФСК ЕЭС".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах ФАС России и ПАО "ФСК ЕЭС" просят об отмене принятых судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношение, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку ввиду неустановления в нарушение пункта 15 Правил иной даты завершения работы с заявкой, ОАО "ИЭСК" должно юыло направить ПАО "ФСК ЕЭС" проект договора на технологическое присоединение не позднее 22 апреля 2020 г., однако этого не сделало. При этом ссылка судов на то, что ПАО "ФСК ЕЭС" не выполнены требования подпункта "к" пункта 10 Правил в связи с непредставлением в составе заявки схемы внешнего электроснабжения, является необоснованной, поскольку Правила СВЭ до настоящего времени Министерством энергетики Российской Федерации не утверждены. Также указано на то, что представленные ПАО "ФСК ЕЭС" данные являются достаточными для выдачи технических условий в соответствии с пунктом 25 Правил, которые требуются ПАО "ФСК ЕЭС" для дальнейшей подготовки необходимой проектной документации.
В отзыве на кассационные жалобы ОАО "ИЭСК" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представители ФАС России и ПАО "ФСК ЕЭС" поддержали доводы своих кассационных жалоб, с доводами жалоб друг друга согласились.
Представитель ОАО "ИЭСК" принял участие в онлайн-заседании, с доводами кассационных жалоб не согласился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, поскольку ПАО "ФСК ЕЭС" не были соблюдены Правила, поскольку к заявке не приложен документ, предусмотренный подпунктом "к" пункта 10 Правил, при этом законодательство не содержит случаев, при которых для данной категории заявителей отсутствует необходимость предоставления вышеуказанного документа.
Судами также указано на то, что в соответствии с подпунктом "к" пункта 10 Правил схема внешнего электроснабжения должна быть разработана заявителем. Заявка на технологически присоединение в ОАО "ИЭСК" поступила от ПАО "ФСК ЕЭС", следовательно, схема внешнего электроснабжения должна быть разработана заявителем - ПАО "ФСК ЕЭС", либо по заказу заявителя с привлечением проектной организации. Приложенный к заявке ПАО "ФСК ЕЭС" в качестве схемы внешнего электроснабжения документ (основные технические решения на ВЛ 220 кВ ТулунТуманная) был разработан иным лицом - ООО "Голевская ГРК".
Между тем, судами не учтено следующее.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 25-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным.
Порядок подключения (технологического присоединения) потребителей к электрическим сетям установлен Правилами.
В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Разделом II Правил определен порядок заключения и выполнения договора.
Из пункта 15 Правил следует, что в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Как установлено судами, проект договора не был направлен ПАО "ФСК ЕЭС".
При этом договор подлежал направлению не позднее 22 апреля 2020 г., иной даты ОАО "ИЭСК" не определено.
Таким образом, ОАО "ИЭСК" нарушило требования Правил, что образует объективную сторону вменяемого правонарушения.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что какие-либо ограничения в отношении подключаемых энергопринимающих устройств или объектов электросетевого хозяйства, в том числе по уровню напряжения, Правилами не предусмотрены.
Указывая на нарушение ПАО "ФСК ЕЭС" подпункта "к" пункта 10 Правил, согласно которому к заявке на технологического присоединение энергопринимающих устройств свыше 50 МВТ (подана заявка на 192, 5 МВт) должна быть приложена схема внешнего электроснабжения, разработанная заявителем и согласованная им с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления, суды не учли, что заявка не была аннулирована.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2021 г. по делу N А40-193109/20-145-1339 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Разделом II Правил определен порядок заключения и выполнения договора.
Из пункта 15 Правил следует, что в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
...
Указывая на нарушение ПАО "ФСК ЕЭС" подпункта "к" пункта 10 Правил, согласно которому к заявке на технологического присоединение энергопринимающих устройств свыше 50 МВТ (подана заявка на 192, 5 МВт) должна быть приложена схема внешнего электроснабжения, разработанная заявителем и согласованная им с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления, суды не учли, что заявка не была аннулирована."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 августа 2021 г. N Ф05-16474/21 по делу N А40-193109/2020