город Москва |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А41-59296/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Покровское": Герасимова А.Ю., Бешкарева А.Э. (дов. от 21.07.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск: Валиевой А.В. (дов. N 11 от 22.01.2021 г.);
рассмотрев 27 июля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск
на решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2021 г.,
по делу N А41-59296/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Покровское"
к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск
о признании недействительным предписания от 15 июня 2020 г. N 19,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Покровское" (далее - ООО "Покровское", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020545:13, площадью 1 117 676 кв.м, расположенного в Стрелковском сельском округе Подольского района Московской области, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства (далее - земельный участок).
На указанном земельном участке расположено нежилое здание, принадлежащее обществу на праве собственности.
В ходе проведения в период с 28 мая 2020 г. по 15 июня 2020 г. Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск (далее - Комитет) на основании приказа от 21 мая 2020 г. N 59-ЮЛ внеплановой выездной проверки с целью исполнения требования Подольской городской прокуратуры о проведении внеплановой выездной проверки от 18 мая 2020 г. N 7-07-2020 в части соблюдения обществом требований земельного законодательства установлено использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Так, на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0020545:13 присутствуют навалы твердых бытовых отходов (далее - ТБО), площадь занятая ТБО - 1,5 га., а также расположены транспортные средства, находится складская тара, пункт приема металлолома. При этом площадь угодий составляет 106, 6 га, площадь неугодий составляет 5,2 га.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения отражены в акте проверки Комитета от 15 июня 2020 г. N 40 и составлена фототаблица.
По результатам проверки Комитетом выдано предписание от 15 июня 2020 г. N 19 об устранении выявленного нарушения, которым обществу предписано устранить выявленные нарушения и использовать земельный участок в соответствии с его принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием и привести в состояние пригодное для использования по целевому назначению в срок до 11 ноября 2020 г.
Считая свои права нарушенными, ООО "Покровское" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск о признании недействительными выводов, содержащихся в акте проверки от 15 июня 2020 г. N 40 о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020545:13, площадью 1 117 676 кв.м, расположенный в Стрелковском сельском округе Подольского района Московской области, используется обществом не в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства и предписания от 15 июня 2020 г. N 19 (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2021 г., признано незаконным предписание Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск от 15 июня 2020 г. N 19. В отношении остальной части требований производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Комитет просит об отмене принятых судебных актов в части признания незаконным предписания от 15 июня 2020 г. N 19, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Покровское" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Покровское" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Предписание представляет собой акт государственного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Предписание должно быть исполнимым.
Неопределенность и неисполнимость выданного предписания влечет признание его недействительным.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 2 указанной статьи в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 369 утвержден Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (действовавший на моменты проведения проверки и выдачи предписания), в соответствии с которым неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ) пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на недоказанность Комитетом выявленных нарушений.
При этом судами установлено, что из акта проверки от 15 июня 2020 г. N 40 следует, что площадь участка, занятая ТБО, составляет 1,5 га, тогда как общая площадь участка составляет 111,7676 га, следовательно, 98,66% площади земельного участка используется обществом по целевому назначению.
Отклоняя доводы Комитета о том, что на спорном земельном участке на момент проведения проверки велась иная деятельность (по приему лома), что подтверждается рекламными вывесками и ценниками, судами указали на отсутствие доказательств, что обществом ведется деятельность по приему лома именно на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0020545:13.
В соответствии с приложением к акту проверки от 15 июня 2020 г. N 40 года обмер земельного участка не проводился ввиду отсутствия закрепления границ на местности, в связи с чем данные обстоятельства не могут однозначно свидетельствовать о расположении объекта по приему лома именно на спорном земельном участке с кадастровым номером 50:27:0020545:13.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
В части прекращения производства по требованиям общества о признании недействительными выводов, содержащихся в акте проверки от 15 июня 2020 г. N 40 о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020545:13, площадью 1 117 676 кв.м, расположенный в Стрелковском сельском округе Подольского района Московской области, используется обществом не в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в оспариваемой части.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2021 г. по делу N А41-59296/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 369 утвержден Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (действовавший на моменты проведения проверки и выдачи предписания), в соответствии с которым неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ) пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 августа 2021 г. N Ф05-16766/21 по делу N А41-59296/2020