город Москва |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А40-196004/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Лазаревой И.В., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от АО "Главное управление обустройства войск": не явилось, извещено
от Управления Росреестра по Москве: не явилось, извещено
при рассмотрении 27 июля 2021 года в судебном заседании кассационной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве)
на решение от 18 декабря 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19 апреля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (АО "ГУОВ")
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее - АО "ГУОВ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения Управление от 11.09.2020 N 77-0-1-71/3157/2020-173/1 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0004006:1089, об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2020 года удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2020 года оставлено без изменения.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления, которое просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Управление указывает на правомерность отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, поскольку представленный технический план изготовлен в нарушение Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований, к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Управления к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства Департамент и Управление явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, АО "ГУОВ" обратилось в Управление с заявлением от 02.06.2020 об уточнении местоположения объекта недвижимости (кадастровый N 77:03:0004006:1089) на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0004006:5698 по адресу: г. Москва, 1-й Кирпичный пер., д. 17 А, стр. 1.
Обращение АО "ГУОВ" в Управление было вызвано необходимостью уточнения местоположения объекта недвижимости на земельном участке в связи с проведенными кадастровыми работами и, исходя из того, что в ЕГРН содержаться недостоверные сведения о спорном объекте.
В качестве основания для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0004006:1089 обществом в Управление был представлен технический план здания.
Управление уведомлением от 11.09.2020 N 77-0-1-71/3157/2020-173/1 отказало в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0004006:1089, при этом приведены следующие основания для отказа регистрации права:
- "представленный в составе технического плана, техническое заключение не соответствует пункту 21 части II Приложения 2 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений";
- в составе технического плана отсутствуют планы этажей в соответствии с пунктами 2, 57 Требований технический план здания, сооружения в обязательном порядке содержит планы всех этажей здания, сооружения, а при отсутствии у них этажности - планы здания, сооружения;
- согласно части 5 статьи 8 Закона о регистрации, назначение помещения относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества;
- к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах;
- при сопоставлении кадастровых сведений об объекте недвижимости, имеющихся в едином государственном реестре недвижимости, и сведений, указанных в техническом плане, выявлено, что в помещениях произведен монтаж перегородок и ненесущих стен и (или) устройство новых перегородок и ненесущих стен и (или) устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, тогда как согласно п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется. Однако проектная документация не представлена".
Не согласившись с вышеуказанным отказом, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Так, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, а также положениями пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установив что АО "ГУОВ" обратилось с заявлением от 02.06.2020 об уточнении местоположения объекта недвижимости (кадастровый N 77:03:0004006:1089) на земельном участке, при этом материалами дела подтверждается, что объект недвижимости имущества с кадастровым N 77:03:0004006:1089 реконструкции не подвергался, учитывая, что в соответствии с пунктом 2 письма Минэкономразвития России от 10.03.2017 N Д23и-1291 если в отношении ранее учтенного здания, сооружения не выполнялись работы по реконструкции, при этом выполнение, кадастровых работ в отношении ранее учтенного здания, сооружения связаны исключительно с определением (уточнением) описания местоположения объекта (включающее в себя список координат характерных точек контура здания, сооружения и (или) пространственное описание конструктивных элементов здания, сооружения (в случае, предусмотренном частью 5 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, пункты 28, 31 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943), включение в состав технического плана поэтажных планов или определение площади здания или сооружения согласно положениям приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 не требуется; указав на то, что общество не обращалось с заявлением об узаконивании реконструкции, перепланировки здания, уточнение местоположения объекта недвижимости осуществляется по внешнему контуру здания, пришли к выводу, что предоставленный на государственный кадастровый учет технический план соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, таким образом, обществом на осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений нежилого здания предоставлены документы, полностью соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, отказ в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Кирпичный пер., д. 17 А, стр. 1 Управлением является незаконным и создает АО "ГУОВ" препятствие в осуществлении предпринимательской деятельности в отношении спорного объекта, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона, не подтверждены надлежащими доказательствами, повторяют доводы, приводимые Управлением при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы Управления основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2021 года по делу N А40-196004/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, а также положениями пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установив что АО "ГУОВ" обратилось с заявлением от 02.06.2020 об уточнении местоположения объекта недвижимости (кадастровый N 77:03:0004006:1089) на земельном участке, при этом материалами дела подтверждается, что объект недвижимости имущества с кадастровым N 77:03:0004006:1089 реконструкции не подвергался, учитывая, что в соответствии с пунктом 2 письма Минэкономразвития России от 10.03.2017 N Д23и-1291 если в отношении ранее учтенного здания, сооружения не выполнялись работы по реконструкции, при этом выполнение, кадастровых работ в отношении ранее учтенного здания, сооружения связаны исключительно с определением (уточнением) описания местоположения объекта (включающее в себя список координат характерных точек контура здания, сооружения и (или) пространственное описание конструктивных элементов здания, сооружения (в случае, предусмотренном частью 5 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, пункты 28, 31 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943), включение в состав технического плана поэтажных планов или определение площади здания или сооружения согласно положениям приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 не требуется; указав на то, что общество не обращалось с заявлением об узаконивании реконструкции, перепланировки здания, уточнение местоположения объекта недвижимости осуществляется по внешнему контуру здания, пришли к выводу, что предоставленный на государственный кадастровый учет технический план соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, таким образом, обществом на осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений нежилого здания предоставлены документы, полностью соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, отказ в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Кирпичный пер., д. 17 А, стр. 1 Управлением является незаконным и создает АО "ГУОВ" препятствие в осуществлении предпринимательской деятельности в отношении спорного объекта, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2021 г. N Ф05-18320/21 по делу N А40-196004/2020