город Москва |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А41-10771/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "РЖД": Кондырева И.Н. (дов. N 927-07/21 от 05.07.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главгосстройнадзора Московской области: Туреева Е.А. (дов. N ДКРС-486/Д от 06.08.2020 г.);
от третьего лица ЦУ Ростехнадзора: не явились, извещены;
рассмотрев 04 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Главгосстройнадзора Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 г.,
по делу N А41-10771/21
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 09-08-000000-004 от 01 февраля 2021 г.,
третье лицо: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
УСТАНОВИЛ: 14 сентября 2020 г. в период времени с 10 час. 05 мин. по 10 час. 30 мин. Восточной транспортной прокуратурой проведена проверка на остановочном пункте Кучино Горьковского направления Московской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель), расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Кучино, ул. Центральная близи дома 50, в ходе проведения которой установлено, что обществом в нарушение части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется эксплуатация железнодорожной пассажирской платформы - остановочного пункта Кучино Горьковского направления без акта вода в эксплуатацию. Положительное заключение Главгосэкспертизы, а также разрешение на строительство железнодорожной платформы - остановочного пункта Кучино Горьковского направления отсутствуют.
По факту выявленного нарушения Восточной транспортной прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 08 октября 2020 г. в отношении ОАО "РЖД" по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и материалы проверки направлены для рассмотрения в территориальное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
Письмом Центрального управления Ростехнадзора от 26 октября 2020 г. N 210-33121 материалы административного дела направлены на рассмотрение в Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области, административный орган).
01 февраля 2021 г. Главгосстройнадзором Московской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 09-08-000000-004, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главгосстройнадзору Московской области о его отмене.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Центральное управление Ростехнадзора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Главгосстройнадзора Московской области по делу об административном правонарушении N 09-08-000000-004 от 01 февраля 2021 г., вынесенное в отношении ОАО "РЖД".
В кассационной жалобе Главгосстройнадзор Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на то, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с положениями статьи 23.56 КоАП РФ и в пределах представленных ему полномочий, при этом административным органом не проводилась проверка на вышеуказанном объекте капитального строительства, нарушения градостроительного законодательства были установлены Восточной транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки. Приведены также доводы на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от Центрального управления Ростехнадзора не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Главгосстройнадзора Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО "РЖД" против ее удовлетворения возражал.
Представитель Центрального управления Ростехнадзора в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Действия, связанные с эксплуатацией объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Перечень судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать те или иные категории дел об административных правонарушениях установлен разделом III КоАП РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции и своих полномочий должностные лица, установленные главой 23 КоАП РФ.
Полномочия должностных лиц определены в статье 22.2 КоАП РФ.
Статьей 22.2 КоАП РФ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают дела в области регионального государственного надзора либо в пределах переданных им полномочий в области федерального государственного надзора.
Дела об административных правонарушениях от имени федеральных органов исполнительной власти, а также от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают руководители соответствующих органов либо их заместители.
Согласно статье 23.56 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5, статьей 9.5.1 вправе рассматривать должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора.
Дела, относящиеся к федеральному государственному строительному надзору вправе рассматривать, руководитель (заместитель руководителя) федерального органа исполнительной власти, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный строительный надзор, либо руководители его территориальных органов (подпункты 1-3 части 2 статьи 23.56 КоАП РФ).
Дела, относящиеся к региональному государственному строительному надзору вправе рассматривать руководители (заместители руководителя) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 2 статьи 23.56 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, в отношении строящихся объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, проектная документация подлежит государственной экспертизе, а государственный строительный надзор должен осуществляться федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. N 840 "О некоторых вопросах организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости указанных объектов" предусмотрено, что на основании пункта 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации определить, что к объектам, организация и проведение государственной экспертизы проектной документации которых отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности, также относятся объекты капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Удовлетворяя заявленные требования, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку в отношении строящихся объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, государственный строительный надзор должен осуществляться федеральным органом исполнительной власти, а дела об административных правонарушениях вправе рассматривать их руководители либо заместитель руководителя.
Судами установлено, что поводом для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности послужили результаты проведения Восточной транспортной прокуратурой проверки градостроительного законодательства на объектах Горьковского направления Московской железной дороги, в ходе проведения которой было установлено, что обществом осуществлялась эксплуатация железнодорожной пассажирской платформы - остановочного пункта Кучино Горьковского направления без акта ввода в эксплуатацию, что нарушает требования части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Договором от 22 ноября 2018 г. N 1992/М на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту "Развитие железнодорожной инфраструктуры Московской ж.д. на Горьковском направлении. IV главный путь Москва - Пассажирская - Курская - Железнодорожная", в рамках которого осуществлялись работы по строительству новой пассажирской платформы на остановочном пункте Кучино Горьковского направления, предусмотрено финансирование работ с привлечением средств федерального бюджета.
05 апреля 2021 г. по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации ФАУ "Главгосэкспертиза России" выдано положительное заключение N 50-1-1-3-016015-2021.
Таким образом, государственный строительный надзор на указанном объекте должен осуществляться Ростехнадзором.
Судами также принято во внимание, что ранее постановлением заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 22 июня 2020 г. N 5.2-ПС/0273/4-2020 общество уже привлекалось к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ в связи с эксплуатацией остановочного пункта Кучино Горьковского направления.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 г. по делу N А41-10771/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Главгосстройнадзора Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
...
Судами установлено, что поводом для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности послужили результаты проведения Восточной транспортной прокуратурой проверки градостроительного законодательства на объектах Горьковского направления Московской железной дороги, в ходе проведения которой было установлено, что обществом осуществлялась эксплуатация железнодорожной пассажирской платформы - остановочного пункта Кучино Горьковского направления без акта ввода в эксплуатацию, что нарушает требования части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
...
Судами также принято во внимание, что ранее постановлением заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 22 июня 2020 г. N 5.2-ПС/0273/4-2020 общество уже привлекалось к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ в связи с эксплуатацией остановочного пункта Кучино Горьковского направления."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2021 г. N Ф05-17894/21 по делу N А41-10771/2021