г. Москва |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А40-69529/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Е.Ю. Филиной,
судей А.Р. Беловой, С.В. Красновой,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Яскина М.И., доверенность от 31.12.2020;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение от 04 декабря 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19 апреля 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению ПАО "Завод имени И.А. Лихачева"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: Департамент имущества города Москвы, Департамент капитального ремонта города Москвы, ГУП города Москвы "Мосремонт",
о признании незаконными отказов,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Завод имени И.А. Лихачева" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Росреестра по Москве о признании приостановления Управления Росреестра по Москве снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности в отношении объекта недвижимости (здание, нежилые помещения) 77:05:0002004:1121 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1854, 77/005/259/2019-6172, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 440, незаконным, о признании отказа Управления Росреестра по Москве от 05.03.2020 N 77-0-1-71/3142/2019-1854, 77/005/259/2019-6172 незаконным, об обязании Управление Росреестра по Москве восстановить нарушенные права и интересы заявителя путем снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности в отношении объекта недвижимости (здание, нежилые помещения) 77:05:0002004:1121, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 440, и прекращения права собственности (внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности) в отношении объекта недвижимости (нежилых помещений) с кадастровым номером 77:05:0002004:1121, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 440, о признании приостановления Управления Росреестра по Москве снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости и внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности в отношении объектов недвижимости (здание, нежилые помещения) 77:05:0002004:1172 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1849; 77:05:0002004:3169 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1844, 77/005/259/2019-6166; 77:05:0002004:3170 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1841, 77/005/259/2019-6164, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 833, незаконным, о признании отказов Управления Росреестра по Москве от 05.03.2020 NN 77-0-1-71/3142/2019-1849; 77-0-1-71/3142/2019-1844, 77/005/259/2019-6166; 77-0-1-71/3142/2019-1841, 77/005/259/2019-6164 незаконными, об обязании Управление Росреестра по Москве восстановить нарушенные права и интересы заявителя путем снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости и внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности в отношении объектов недвижимости (здание, нежилые помещения) 77:05:0002004:1172, 77:05:0002004:3169, 77:05:0002004:3170, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 833, и прекращения права собственности (внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности) в отношении объекта недвижимости (нежилых помещений) с кадастровыми номерами 77:05:0002004:1172, 77:05:0002004:3169, 77:05:0002004:3170, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 833, о признании приостановления Управления Росреестра по Москве снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости и внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности в отношении объектов недвижимости (здание, нежилые помещения) 77:05:0002004:1016 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1861; 77:05:0002002:4396 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1860, 77/005/259/2019-6182; 77:05:0002004:2931 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1856, 77/005/259/2019-6177, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 68, незаконным, о признании отказа Управления Росреестра по Москве от 05.03.2020 NN 77-0-1-71/3142/2019-1861; 77-0-1-71/3142/2019-1860, 77/005/259/2019-6182; 77-0-1-71/3142/2019-1856, 77/005/259/2019-6177 незаконным, об обязании Управления Росреестра по Москве восстановить нарушенные права и интересы заявителя путем снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости и внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности в отношении объектов недвижимости (здание, нежилые помещения) 77:05:0002004:1016, 77:05:0002002:4396, 77:05:0002004:2931, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 68, и прекращения права собственности (внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности) в отношении объекта недвижимости (нежилых помещений) с кадастровыми номерами 77:05:0002004:1016, 77:05:0002002:4396, 77:05:0002004:2931, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 68, о признании приостановления Управления Росреестра по Москве снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности в отношении объекта недвижимости (здание, нежилые помещения) 77:05:0002004:2997 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1853, 77/005/259/2019-6171, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 671, незаконным, о признании отказа Управления Росреестра по Москве от 05.03.2020 N 77-0-1-71/3142/2019-1853, 77/005/259/2019-6171 незаконным, об обязании Управления Росреестра по Москве восстановить нарушенные права и интересы заявителя путем снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности в отношении объекта недвижимости (здание, нежилые помещения) 77:05:0002004:2997, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 671, и прекращения права собственности (внесения в ЕГРН записи о прекращении прав собственности) в отношении объекта недвижимости (нежилых помещений) с кадастровым номером 77:05:0002004:2997, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 671, о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве, оформленного уведомлением от 25.07.2019 N 77/005/241/2019-316 об отказе в государственной регистрации перехода права и обязании.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 декабря 2020 года требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 04 декабря 2020 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами в обоснование требований заявитель указал, что при реализации проекта планировки территории в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 14.04.2017 N 200-ПП в рамках благоустройства Парка "Тюфелева роща" (земельный участок N 5.9 по ППТ) согласно Государственной программы города Москвы "Развитие городской среды" были снесены объекты капитального строительства (далее по тексту - ОКС), принадлежавшие АМО ЗИЛ на праве собственности.
Действующим проектом планировки территории, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14.04.2017 N 200-ПП, на территории занимаемой снесенными объектами недвижимости и указанными земельными участками предусмотрено размещение Парка "Тюфелева роща".
07.08.2019 определением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-91017/19-11-776 по иску АМО ЗИЛ к ГУП города Москвы "Мосремонт" о взыскании компенсации в связи со сносом было утверждено мировое соглашение от 31.07.2019.
Определением суда установлено, что стороны признают установленным прекращение существования объектов капитального строительства (факт сноса): - 16.06.2017 нежилого здания площадью 426,5 кв.м, кадастровый номер 77:05:0002004:1121, расположенного по адресу г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 440; - 16.06.2017 нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0002004:1172, площадью 2 126,1 кв.м, находящегося по адресу г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 833, в котором расположены: нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0002004:3170, площадью 157,8 кв.м; нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0002004:3169, площадью 1968,3 кв.м; - 16.06.2017 нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0002004:1016, площадью 1 774,5 кв.м, находящегося по адресу г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 68, в котором расположены: нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0002004:2931, площадью 1764,7 кв.м; нежилое помещение с кадастровым номером 77:05:0002002:4396, площадью 9,8 кв.м; 16.06.2017 сооружения площадью 229,8 кв.м, с кадастровым номером 77:05:0002004:2997, расположенного по адресу г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, coop. 671.
Снос объектов капитального строительства осуществлен при реализации Государственной программы города Москвы "Развитие городской среды".
АМО ЗИЛ поданы заявления в Управление Росреестра по Москве с целью снятия с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения права на указанные объекты недвижимости.
05.12.2019 государственная регистрация в отношении стр. 440 приостановлена на основании пункта 5 части 1 статьи 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что в состав акта обследования не приложены документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости (закрытый ордер на производство земляных работ, проектная документация на снос и т.д.).
Приняты решения о приостановлении осуществления снятия с государственного кадастрового учета и внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления снятия с государственного кадастрового учета в отношении объекта с кадастровым номером: 77:05:0002004:1121 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1854, 77/005/259/2019-6172.
05.03.2020 по тем же причинам вынесен отказ в осуществлении снятия с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения прав N 77-0-1-71/3142/2019-1854, 77/005/259/2019-6172.
05.12.2019 государственная регистрация в отношении строения 833 и его помещений приостановлена в связи с тем, что в состав акта обследования не приложены документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости (закрытый ордер на производство земляных работ, проектная документация на снос и т.д.).
Приняты решения о приостановлении осуществления снятия с государственного кадастрового учета и внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления снятия с государственного кадастрового учета в отношении объекта с кадастровым номером: 77:05:0002004:1172 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1849; 77:05:0002004:3169 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1844, 77/005/259/2019-6166; 77:05:0002004:3170 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1841, 77/005/259/2019-6164.
05.03.2020 по тем же причинам вынесены отказы в осуществлении снятия с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения прав N N 77-0-1-71/3142/2019-1849; 77-0-1-71/3142/2019-1844, 77/005/259/2019-6166; 77-0-1-71/3142/2019-1841, 77/005/259/2019-6164.
05.12.2019 государственная регистрация в отношении строения 68 и его помещений приостановлена в связи с тем, что в состав акта обследования не приложены документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости (закрытый ордер на производство земляных работ, проектная документация на снос и т.д.).
Приняты решения о приостановлении осуществления снятия с государственного кадастрового учета и внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления снятия с государственного кадастрового учета в отношении объекта с кадастровым номером: 77:05:0002004:1016 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1861; 77:05:0002002:4396 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1860, 77/005/259/2019-6182; 77:05:0002004:2931 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1856, 77/005/259/2019-6177.
05.03.2020 по тем же причинам вынесены отказы в осуществлении снятия с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения прав N N 77-0-1-71/3142/2019-1861; 77-0-1-71/3142/2019-1860, 77/005/259/2019-6182; 77-0-1-71/3142/2019-1856, 77/005/259/2019-6177.
05.12.2019 государственная регистрация в отношении здания 671 приостановлена также в связи с тем, что в состав акта обследования не приложены документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости (закрыты ордер на производство земляных работ, проектная документация на снос и т.д.).
Вынесено решение о приостановлении осуществления снятия с государственного кадастрового учета и внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления снятия с государственного кадастрового учета в отношении объекта с кадастровым номером: 77:05:0002004:2997 от 05.12.2019 N 77-0-1-71/3142/2019-1853, 77/005/259/2019-6171.
05.03.2020 по тем же причинам вынесен отказ в осуществлении снятия с государственного кадастрового учета и регистрации прекращения прав N 77-0-1-71/3142/2019-1853,77/005/259/2019-6171.
Не согласившись с указанными решениями о приостановлении и отказе в осуществлении снятия с государственного кадастрового учета, посчитав их незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и доводы заявления суды установили, что действия регистрирующего органа противоречат законодательству в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными. Кроме того в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
При исследовании обстоятельств дела, исходя из представленных доказательств, суды установили, что в регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для проведения регистрационных действий.
Перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, нормами действующего законодательства не установлен. В Требованиях к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861, такой перечень также отсутствует, а сам приказ носит рекомендательный характер для регистратора.
При этом Требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости.
Более того в абзаце 2 пункта 3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
Кадастровым инженером в заключении акта обследования была указана причина неиспользования документов, подтверждающих прекращение существования вышеуказанного объекта.
При этом глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере. Наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости. Таким образом, документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования.
Действующим законодательством предусмотрено предоставление документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости при их наличии и использовании кадастровым инженером при подготовке акта обследования.
Таким образом, к акту осмотра кадастровый инженер прилагает те документы, которыми он располагал при составлении акта обследования, и которые использовались им для определения факта прекращения существования объекта недвижимости.
Из системного толкования положений законодательства Российской Федерации следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.
АМО ЗИЛ обращалось в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлений, сформированную при Управлении Росреестра по Москве с целью обжалования приостановления.
15.01.2020 решениями заседаний апелляционной комиссии отклонены заявления АМО ЗИЛ.
Решения апелляционной комиссии получены 20.01.2020, в связи с чем срок для подачи настоящего заявления в части оспаривания приостановления регистрации надлежит рассчитывать с момента, когда АМО ЗИЛ получено решение апелляционной комиссий об отказе в удовлетворении заявления о снятии приостановления регистрации.
05.03.2020 Управлением Росреестра по Москве вынесены отказы в государственной регистрации снятия с государственного кадастрового учета и внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности по тем же основаниям что и приостановки, в связи с не устранением обстоятельств послуживших приостановлению регистрации.
В настоящий момент здания с помещениями, указанные выше по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, вл. 23, полностью снесены.
Суды установили, что общество предоставило исчерпывающий перечень документов для снятия с государственного кадастрового учета и внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности в отношении объектов недвижимости, а решения Управления о приостановке и последующем отказе являются незаконными.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2021 года по делу N А40-69529/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кадастровым инженером в заключении акта обследования была указана причина неиспользования документов, подтверждающих прекращение существования вышеуказанного объекта.
При этом глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере. Наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости. Таким образом, документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования.
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2021 г. N Ф05-18979/21 по делу N А40-69529/2020