город Москва |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А41-50921/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Уником": Самолюк О.В. (дов. от 04.09.2020 г.), Романюк Е.В. (дов. от 04.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Одинцовского городского округа Московской области: Соколовой Е.В. (дов. N 206 от 30.12.2020 г.);
от третьего лица ТУ Жавороновское Администрации Одинцовского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 11 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Уником"
на решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2021 г.,
по делу N А41-50921/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уником"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Одинцовского городского округа Московской области
об установлении реестровой ошибки, о признании постановки на кадастровый учет земельных участков незаконной, об исключении сведений из ЕГРН, о восстановлении сведений в ЕГРН,
третьи лица: Территориальное управление Жаворонковское Одинцовского городского округа Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Федеральное агентство лесного хозяйства; Комитет лесного хозяйства Московской области; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
УСТАНОВИЛ: постановлением Главы Администрации Одинцовского района Московской области от 14 июля 1995 г. N 1386 "О предоставлении земельного участка АО "Уником" для строительства коттеджей в районе дер. Ямищево" из земель экспериментального хозяйства "Немчиновка" изъят земельный участок размером 25 гектар и предоставлен АО "Уником" для строительства коттеджей.
На основании указанного постановления АО "Уником" 15 ноября 1996 г. выдан Государственный акт МО 20-15 N 1088 о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком 25 гектаров земель для строительства коттеджей.
Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 09 марта 2000 г. N 423 внесено изменение в Постановление главы Администрации Одинцовского района Московской области от 14 июля 1995 г. N 1386 в связи с допущенной ошибкой: в преамбуле и далее в тексте постановления слова: "Акционерному обществу "Уником" заменены на "Акционерному обществу закрытого типа "Уником".
Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 17 января 2000 г. N 61 "О разрешении строительства жилых домов коттеджного типа АО "Уником" разрешено освоение территории поселка коттеджного типа вблизи д. Ямищево с последующим распределением участков индивидуальным застройщикам, а также АО "Уником" предписывалось разработать проект планировки и застройки указанной территории.
Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 17 января 2000 г. N 62 утвержден проект планировки и застройки поселка.
Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 09 марта 2000 г. N 428 "О предоставлении земельных участков общей площадью 23,086 га гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность в районе д. Ямищево" на участок общей площадью 23,086 гектар прекращено право постоянного бессрочного пользования АОЗТ "Уником", участок предоставлен гражданам для индивидуального жилищного строительства на праве собственности.
Постановлением Главы Одинцовского района от 28 марта 2000 г. N 576 "О внесении изменений в постановление Главы Одинцовского района Московской области от 09 марта 2000 г. N 428 "О предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность в районе д. Ямищево" в связи с допущенной ошибкой внесены изменения в постановление Главы Одинцовского района Московской области от 09 марта 2000 г. N 428: в преамбуле постановления и далее по тексту число 23,086 га исправлено на 2,3086 га.
Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 08 декабря 2000 г. N 2462 "О предоставлении земельных участков общей площадью 2,859 га гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность в районе д. Ямищево" на участок общей площадью 2,859 га прекращено право постоянного бессрочного пользования АОЗТ "Уником", участок предоставлен гражданам для индивидуального жилищного строительства на праве собственности.
Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 31 июля 2001 г. N 1640 "О предоставлении земельных участков в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства в районе д. Ямищево" на участок общей площадью 14,3262 гектар прекращено право постоянного бессрочного пользования АОЗТ "Уником", участок предоставлен гражданам для индивидуального жилищного строительства на праве собственности.
Постановлением Главы Одинцовского района от 30 октября 2001 г. N 2398 "О внесении изменений в Постановление Главы Одинцовского района от 31 июля 2001 г. N 1640 "О предоставлении земельных участков в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства в районе д. Ямищево" внесены изменения в связи с допущенной ошибкой: в том числе в пунктах 1, 2, 3 число "14,3262" заменено на "14,2763".
После издания указанных выше постановлений в постоянном бессрочном пользовании у общества с ограниченной ответственностью "Уником" (далее - ООО "Уником", общество, заявитель) остался участок с кадастровым номером 50:20:0070313:319, площадью 56464 +/- 47 кв.м, категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для строительства коттеджей, расположенный по адресу: Московская область. Одинцовский район, в районе д. Ямищево, и общество обладает правом постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 50:20:0070313:319, в связи с наличием на нем инфраструктуры: объект газораспределительной системы (свидетельство о государственной регистрации права от 28 февраля 2006 г. серии НА N 069565); системы водоснабжения (свидетельство о государственной регистрации права от 04 февраля 2014 г. серии 50-А3 N 182065); хозяйственно-бытовая канализации (свидетельство о государственной регистрации права от 04 февраля 2014 г. серии 50-А3 N 182064).
Уставными документами подтверждается, что АОЗТ "Уником" реорганизовано в форме преобразования в АО "Уником", затем в ООО "Уником", в связи с чем истец является правопреемником АОЗТ "Уником".
Согласно кадастровому делу земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070313:319 разделен на четыре самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами 50:20:0070313:841, 50:20:0070313:840, 50:20:0070313:839, 50:20:0070313:838, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства коттеджей, расположенных по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, д. Ямищево.
Дата присвоения кадастровых номеров земельным участкам 50:20:0070313:841, 50:20:0070313:840, 50:20:0070313:839, 50:20:0070313:838 - 07 августа 2017 г.
Ссылаясь на заключение кадастрового инженера Белогубова Я.В. от 15 января 2021 г., согласно которому межевание земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070313:319 произведено с нарушением действующего законодательства, не представлено согласие землепользователя - ООО "Уником" на раздел земельного участка, что подтверждает наличие реестровой ошибки, ООО "Уником" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган) и Администрации Одинцовского городского округа Московской области (далее - Администрация) со следующими требованиями (с учетом уточнения):
- установить реестровую ошибку при разделе земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070313:319 по образованию земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070313:841, 50:20:0070313:840, 50:20:0070313:838, 50:20:0070313:839;
- признать постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070313:841, 50:20:0070313:840, 50:20:0070313:838, 50:20:0070313:839 незаконной в связи с отсутствием нормативных документов необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права;
- исключить из ЕГРН сведения о границах и зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0070313:841, 50:20:0070313:840, 50:20:0070313:838, 50:20:0070313:839;
- восстановить сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0070313:319 существовавшего до незаконного раздела земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Жаворонковское Одинцовского городского округа Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Уником" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация Одинцовского городского округа Московской области просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральным агентством лесного хозяйства представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, кассационную жалобу ООО "Уником" удовлетворить.
Отзывы на жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представители ООО "Уником" поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель Администрации против ее удовлетворения возражал.
Представители иных лиц, участвующих в деле. в заседание кассационной инстанции не явились.
От представителя Федерального агентства лесного хозяйства поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (пункт 3 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 3 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) указано, что споры об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Пунктом 56 Постановления N 10/22 установлено, что, зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявленные ООО "Уником" требования направлены на оспаривание права на спорный земельный участок, в связи с чем обществом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
При рассмотрении настоящего дела судами приняты во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делам N А41-61170/2015, N А41-88242/2018 и А41-87412/2019, при рассмотрении которых судами установлено, что спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка, который является частью публичного участка, представленного муниципальным образованием правопредшественнику общества в постоянное (бессрочное) пользование для строительства коттеджей; общество, построив на исходном участке коттеджный поселок, достигло цели его предоставления; земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070313:838, на котором расположена внутрипоселковая дорога (муниципальная), не может находиться у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования; в судебном порядке право собственности общества на данную внутрипоселковую дорогу признано отсутствующим; земельный участок закреплен за администрацией поселения в целях эксплуатации дороги.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае в сведениях ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0070313:841, 50:20:0070313:840, 50:20:0070313:838, 50:20:0070313:839, не имеется ошибки, носящей технический характер.
Отклоняя доводы ООО "Уником" со ссылкой на заключение кадастрового инженера, суды указали на то, что согласно сведениям из ЕГРН об особых отметках, границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070313:841, 50:20:0070313:840, 50:20:0070313:839, 50:20:0070313:838 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070313:319, данные обстоятельства неоднократно устанавливались судами в рамках дел N А41-87412/19 и N А41-61170/15, истцом в которых выступало ООО "Уником".
Ссылки общества на решение по делу N А41-61170/15, также были отклонены судами, в связи с тем, что судебные акты по указанному делу вступили в законную силу и в рамках настоящего спора не могут быть обжалованы.
Относительно довода заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070313:319 представлен АО "Уником" в последующем с разрешения администрации, судами указано на то, что дорога с кадастровым номером 50:20:0070313:755 не может находиться во владении и пользовании частного лица - ООО "Уником".
Так, решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 28 декабря 2017 г. N 11/36 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области, согласно графической части которых внутрипоселковая дорога, расположенная в новой застройке д. Ямищево, относится к дорогам местного значения.
На основании постановлений Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области от 01 июня 2018 г. N 37, от 31 августа 2018 г. N 66 дорога с кадастровым номером 50:20:0070313:755 принята в муниципальную собственность Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области и внесена в реестр муниципального имущества.
В дальнейшем после процедуры объединения территорий, дорога с кадастровым номером 50:20:0070313:755 переоформлена в муниципальную собственность муниципального образований "Одинцовский городской округ Московской области".
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2021 г. по делу N А41-50921/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Уником" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
...
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) указано, что споры об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2021 г. N Ф05-18935/21 по делу N А41-50921/2020