город Москва |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А40-216788/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Беловой А.Р.,
судей Лазаревой И.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от АО "Конрэйс": Андрейко Е.В., по доверенности от 09.03.2021
от Управления Росреестра по Москве: не явилось, извещено
при рассмотрении 18 августа 2021 года в судебном заседании кассационной жалобы Управления Росреестра по Москве
на решение от 25 декабря 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19 мая 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению АО "Конрэйс"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения и обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Конрэйс" (далее - АО "Конрэйс") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) от 02.10.2020 об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимости N 77-0-1-71/3163/2020-782, N 77/011/223/2020-3330; N 77-0-1-71/3163/2020-783, N 77/011/223/2020-3332; N 77-0-1- 71/3163/2020-785, N 77/011/223/2020-3335; N 77-0-1-71/3163/2020-787, N 77/011/223/2020- 3338 и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу, снять с государственного кадастрового учета и осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности АО "Конрэйс" на объекты недвижимости: г. Москва, пер. Большой Полуярославский, д. 18, стр. 3 (кадастровый номер: 77:01:0003001:1026), г. Москва, пер. Большой Полуярославский, д. 18, стр. 4 (кадастровый номер: 77:01:0003001:1051); г. Москва, пер. Большой Полуярославский, д. 18, стр. 5 (кадастровый номер: 77:01:0003001:1052); г. Москва, пер. Большой Полуярославский, д. 18, стр. 9 (кадастровый номер: 77:01:0003001:3520).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2020 года оставлено без изменения.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления, которое просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Управление указывает на правомерность решения об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимости и прекращения права собственности, поскольку необходимые документы, подтверждающие порядок сноса объекта недвижимости в состав акта обследования не включены.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель АО "Конрэйс" доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Управления к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства Управление явку своего представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, выслушав представителя АО "Конрэйс", проверив в пределах требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, АО "Конрэйс" обратилось в Управление заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Москва, пер. Большой Полуярославский, д. 18, стр. 3 (кадастровый номер: 77:01:0003001:1026); г. Москва, пер. Большой Полуярославский, д. 18, стр. 4 (кадастровый номер: 77:01:0003001:1051); г. Москва, пер. Большой Полуярославский, д. 18, стр. 5 (кадастровый номер: 77:01:0003001:1052); г. Москва, пер. Большой Полуярославский, д. 18, стр. 9 (кадастровый номер: 77:01:0003001:3520), прекращении права собственности заявителя на здания.
Письмами Управления N 77-0-1- 71/3163/2020-782, N 77/011/223/2020-3330; N 77-0-1-71/3163/2020-783, N 77/011/223/2020-3332; N 77-0-1-71/3163/2020-785, N 77/011/223/2020-3335; N 77-0-1- 71/3163/2020-787, N 77/011/223/2020- 3338 от 02.10.2020 сообщено об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета зданий, прекращению права собственности заявителя на здания, в связи с несоответствием документов, включенных в приложение к актам обследования, пункт 13 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N861.
Заявитель, полагая, что решения Управления, изложенные в письмах N 77-0-1-71/3163/2020-782, N 77/011/223/2020-3330; N 77-0-1-71/3163/2020-783, N77/011/223/2020-3332; N 77-0-1- 71/3163/2020-785, N 77/011/223/2020-3335; N 77-0- 1- 71/3163/2020-787, N 77/011/223/2020- 3338 от 02.10.2020, нарушают законные права и интересы общества, заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Согласно части 1 статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Так, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, а также положениями, содержащимися в Приказе Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", исходя из того, что АО "Конрэйс" принадлежат на праве собственности указанные выше здания, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, АО "Конрэйс" с привлечением подрядчика - АО "Нью Граунд", был произведен снос (демонтаж) зданий в порядке, установленном действующим законодательством, установив, что Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, при этом Приказ N 861 допускает составление акта обследования и без приложения каких-либо документов (абз. 2 п. 3 требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861), в связи с чем свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе акта "Заключение кадастрового инженера", является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости, таким образом, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования, признав доказанным факт, что АО "Конрэйс" представило на государственную регистрацию необходимый пакет документов, отражающий информацию об уничтожении объектов, в том числе акт обследования, который полностью соответствует требованиям Приказа N 861 и содержит необходимую информацию о прекращении существования объектов в связи с их уничтожением, в том числе с учетом приложенных к нему документов: договор от 27.12.2019 N 5107/СМР, акт приема-передачи земельного участка от 31.05.2020, уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства от 05.02.2020 N 295-РС., решение об отказе от 10.02.2020 N 09-УПС-75/20-0-1.; Ордер (разрешение) на проведение земляных работ N 20010165 от 09.04.2020, проектная документация от 01.01.2018 N 17-1817-ПОД, а также разрешение на строительство от 26.11.2019 N 77-202000-018578-2019, письма Мосгорнаследия, уведомление о закрытии ордера от 15.07.2020, пришли к выводу, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, создает заявителю препятствия для осуществления обычной хозяйственной деятельности, а также приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, в связи с чем заявленные требования удовлетворили.
При этом судами учтено, что Управление не может отказывать в регистрации прекращения права собственности на объект, если объект уже фактически не существует, даже если ликвидация объекта происходила без соответствующего разрешения. Выявление фактов осуществления работ без ордера не входит в компетенцию Управления Росреестра.
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Из текста решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, повторяют доводы, приводимые Управлением при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, которым дана соответствующая оценка, и по существу доводы Управления основаны на несогласии с данной судами оценкой установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательства, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.
Несогласие Управления с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 декабря 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 года по делу N А40-216788/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Р. Белова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами, а также положениями, содержащимися в Приказе Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", исходя из того, что АО "Конрэйс" принадлежат на праве собственности указанные выше здания, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, АО "Конрэйс" с привлечением подрядчика - АО "Нью Граунд", был произведен снос (демонтаж) зданий в порядке, установленном действующим законодательством, установив, что Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, при этом Приказ N 861 допускает составление акта обследования и без приложения каких-либо документов (абз. 2 п. 3 требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861), в связи с чем свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения в разделе акта "Заключение кадастрового инженера", является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости, таким образом, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования, признав доказанным факт, что АО "Конрэйс" представило на государственную регистрацию необходимый пакет документов, отражающий информацию об уничтожении объектов, в том числе акт обследования, который полностью соответствует требованиям Приказа N 861 и содержит необходимую информацию о прекращении существования объектов в связи с их уничтожением, в том числе с учетом приложенных к нему документов: договор от 27.12.2019 N 5107/СМР, акт приема-передачи земельного участка от 31.05.2020, уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства от 05.02.2020 N 295-РС., решение об отказе от 10.02.2020 N 09-УПС-75/20-0-1.; Ордер (разрешение) на проведение земляных работ N 20010165 от 09.04.2020, проектная документация от 01.01.2018 N 17-1817-ПОД, а также разрешение на строительство от 26.11.2019 N 77-202000-018578-2019, письма Мосгорнаследия, уведомление о закрытии ордера от 15.07.2020, пришли к выводу, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, создает заявителю препятствия для осуществления обычной хозяйственной деятельности, а также приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, в связи с чем заявленные требования удовлетворили."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2021 г. N Ф05-20610/21 по делу N А40-216788/2020