город Москва |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А40-170241/20-79-1129 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Иванова А.А.: Иванова А.А. (лично, паспорт);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Ивановой У.В. (дов. N МШ/12784/21 от 20.02.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Московского областного УФАС России: Мелузовой А.Е. (дов. N 03/8368/21 от 17.05.2021 г.);
от третьего лица АО "Мособлгаз": Зарецкого Д.Д. (дов. N 12-07/896 от 07.06.2021 г.);
рассмотрев 12 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Иванова А.А. на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 г. по делу N А40-170241/20-79-1129
по заявлению Иванова Александра Андреевича
к Федеральной антимонопольной службе, Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
о признании незаконными определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решения,
третье лицо: акционерное общество: "Мособлгаз",
УСТАНОВИЛ:
17 февраля 2020 г. в ходе личного приема руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России, антимонопольный орган) Ивановым Александром Андреевичем (далее - Иванов А.А., заявитель) сделано устное заявление о нарушении акционерным обществом "Мособлгаз" (далее - АО "Мособлгаз", общество, третье лицо) Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 (далее - Правила подключения) в части правомерности определения стоимости подключения и правильности отнесения к соответствующей категории заявителей.
По результатам рассмотрения указанного заявления Московским областным УФАС России установлено, что основным видом деятельности АО "Мособлгаз" является оказание услуг по транспортировке газа.
Таким образом, АО "Мособлгаз", осуществляя деятельность по транспортировке газа в границах присоединенных сетей газораспределения, является субъектом естественной монополии.
15 августа 2017 г. между Ивановым А.А. (заявитель) и АО "Мособлгаз" (исполнитель) был заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения N 06/5722-К3915-17 (далее - договор), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства с кадастровым номером 50:21:040:113:319, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский район, п. Горки Ленинские, СНТ "Тарычево", участок N 121 (далее - объект капитального строительства) к сетям газораспределения, принадлежащего исполнителю на праве собственности или ином законном основании, с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа, газоиспользующего оборудования, а заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 50:21:040113:319 в соответствии с условиями настоящего договора, а также оплатить услуги по подключению по подключению (технологическому присоединению) (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2 договора подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сетям газораспределения по форме согласно приложению N 1 (далее - технические условия), являющимися неотъемлемой частью настоящего договора.
Пунктом 3 указанного договора определено, что срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 1,5 года со дня заключения договора.
01 февраля 2019 г. Иванов А.А. направил в адрес АО "Мособлгаз" заявление о продлении срока действия договора в связи с трудным материальным положением.
В последующем между Ивановым А.А. и АО "Мособлгаз" заключено дополнительное соглашение к договору от 01 февраля 2019 г., в соответствии с которым подключение объекта капитального строительства производится исполнителем не позднее 15 августа 2019 г.
Таким образом, АО "Мособлгаз" и Иванову А.А. надлежало в срок до 15 августа 2019 г. выполнить мероприятия по подключению объекта капитального строительства к сети газораспределения.
АО "Мособлгаз" исполнило все необходимые мероприятия по проектированию и строительству сети газораспределения до границ земельного участка Иванова А.А. в срок, установленный пунктом 1.3 договора, что подтверждается актом приемки законченного строительства объекта сети газораспределения от 15 октября 2018 г. и наряд-допуском на производство газоопасных работ от 28 января 2019 г. N 80.
Следовательно, со стороны АО "Мособлгаз" мероприятия по подключению объекта выполнены в срок, установленный Правилами подключения.
Относительно несогласия с расчетом платы за подключение в договоре от 15 августа 2017 г. N 06/5722-К3915-17 антимонопольным органом со ссылкой на пункты 2, 15, 26(22) Правил подключения, пункт 31 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 г. N 101-э/З (далее - Методические рекомендации), указано на то, что мероприятия по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский район, п. Горки Ленинские, СНТ "Тарычево", участок N 121, предусматривают объективную необходимость строительства распределительного газопровода, что подтверждается схемой газоснабжения СНТ "Тарычево", которая согласована с Администрацией Ленинского муниципального района Московской области.
Кроме того, установлено, что договор и приложения к нему подписаны Ивановым А.А. без возражений и разногласий по его условиям, в связи с чем доводы заявителя о неверном расчете АО "Мособлгаз" платы за подключение (технологическое присоединение) являются необоснованными, поскольку она определена в договоре в соответствии с указанными нормативными правовыми актами, при этом Иванов А.А. при подписании договора не выражал несогласие с её размером.
Ранее антимонопольным органом рассмотрено дело N 05-21/40-19 об административном правонарушении, возбужденное в отношении АО "Мособлгаз".
По результатам рассмотрения дела N 05-21/40-19 об административном правонарушении вынесено постановление о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление о прекращении производства по делу N 05-21/40-19 об административном правонарушении обжаловалось Ивановым А.А. в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России).
Решением ФАС России постановление Московского областного УФАС России от 17 апреля 2019 г. о прекращении производства по делу N 05-21/40-19 об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба Иванова А.А. - без удовлетворения.
Решением Подольского городского суда Московской области от 19 августа 2020 г. по делу N 2-1451/20 договор от 15 августа 2017 г. N 06/5722-К3915-17 расторгнут. С Иванова А.А. в пользу АО "Мособлгаз" взыскана задолженность по договору N 06/5722-К3915-17, а также неустойка за просрочку исполнения обязательств по нему.
На основании изложенного антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии в действиях АО "Мособлгаз" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности.
По итогам рассмотрения устного заявления Иванова А.А. Московским областным УФАС России вынесено определение от 17 марта 2020 г. N 05/5577/20 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным определением, заявитель обратился с жалобой в ФАС России.
Решением ФАС России от 18 августа 2020 г. N 09/75565/20 определение Московского областного УФАС России от 17 марта 2020 г. N 05/5577/20 оставлена без изменения, жалоба Иванова А.А. - без удовлетворения.
Считая свои права нарушенными, Иванов А.А. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными определения Московского областного УФАС России от 17 марта 2020 г. N 05/5577/20 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решения ФАС России от 18 августа 2020 г. N 09/75565/20.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Мособлгаз".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Иванов А.А. просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и исключить из них выводы о том, что мероприятия по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские, СНТ "Тарычево", участок N 121, предусматривают объективную необходимость строительства распределительного газопровода, что подтверждается схемой газоснабжения СНТ "Тарычево", которая согласована с Администрацией Ленинского муниципального района Московской области; договор и приложения к нему подписаны Ивановым А.А. без возражений и разногласий по его условиям. Доводы заявителя о неверном расчете АО "Мособлгаз" платы за подключение (технологическое присоединение) являются необоснованными, поскольку она определена в Договоре в соответствии с указанными нормативными правовыми актами, в свою очередь, Иванов А.А. при подписании Договора не выражал несогласие с её размером; заявленные Ивановым А.А. требования об обязании ФАС России выдать Обществу предписания о приведении Договора в соответствии с законодательством Российской Федерации и о направлении ему дополнительного соглашения о продлении сроков подключения (технологического присоединения) не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, поскольку не основаны на нормах КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Мособлгаз" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от Московского областного УФАС России и ФАС России не поступили.
В заседании кассационной инстанции Иванов А.А. поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Московского областного УФАС России, ФАС России и АО "Мособлгаз" с доводами кассационной жалобы не согласились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 59 Правил подключения подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Согласно пункту 60 Правил подключения по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения в соответствии с пунктом 2 Правил подключения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта капитального строительства не должен превышать срок, установленный договором о подключении в рамках Правил подключения, при этом мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка заявителя входят в общий срок выполнения мероприятий по подключению (пункты 83, 98, 100 Правил подключения).
Пунктом 102 Правил подключения установлено, что изменение условий договора о подключении осуществляется при согласии сторон договора о подключении и оформляется дополнительным соглашением.
Действия, связанные с нарушением субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решения, поскольку в действиях АО "Мособлгаз" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с тем, что включение дополнительных расходов в стоимость договора на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка заявителя свидетельствует о нарушении порядка ценообразования, установленного Методическими указаниями, а не Правил подключения.
Судами также указано на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 г. по делу N А40-170241/20-79-1129 оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия, связанные с нарушением субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решения, поскольку в действиях АО "Мособлгаз" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с тем, что включение дополнительных расходов в стоимость договора на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка заявителя свидетельствует о нарушении порядка ценообразования, установленного Методическими указаниями, а не Правил подключения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2021 г. N Ф05-19108/21 по делу N А40-170241/2020