город Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А40-194716/20-145-1347 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "СКФ": Донцовой Г.Н. (дов. N 2241 от 24.11.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центральной энергетической таможни: Джафарова А.Д. (дов. от 18.05.2021 г.);
рассмотрев 17 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2021 г.
по делу N А40-194716/20-145-1347
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКФ"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконными и отмене постановлений от 28 сентября 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: постановлением Центральной энергетической таможни от 28 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении N 10006000-300/2020 общество с ограниченной ответственностью "СКФ" (далее - ООО "СКФ", общество, заявитель) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 677 778 руб. 41 коп.
Постановлением Центральной энергетической таможни от 28 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении N 10006000-301/2020 ООО "СКФ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 77 401 руб. 01 коп.
Постановлением Центральной энергетической таможни от 28 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении N 10006000-302/2020 ООО "СКФ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 197 277 руб. 74 коп.
Считая указанные постановления незаконными, ООО "СКФ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне об их отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Центральная энергетическая таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "СКФ" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Центральной энергетической таможни поддержал доводы кассационной жалобы. Представить ООО "СКФ" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Действия, связанные с недекларированием по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из тех обстоятельств, что Центральной энергетической таможней составлены протоколы от 11 сентября 2020 г. N N 10006000-300/2020, 10006000-301/2020, 10006000-302/2020 на основании материалов дел об административных правонарушениях NN10006000-153/2019, 10006000-154/2019, 10006000-155/2019, проигнорировав решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2020 г. по делу N А40-53448/20-21-378 и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судами установлено, что указанные протоколы об административных правонарушениях от 11 сентября 2020 г. полностью идентичны по содержанию протоколам об административных правонарушениях от 07 апреля 2020 г. N N 10006000-153/2019, 10006000-154/2019, 10006000-155/2019.
В этой связи суды пришли к выводу, что фактически вновь составленным идентичным протоколам об административных правонарушениях присвоены новые номера для формального обеспечения нового (незаконного) рассмотрения дел об административном правонарушении, по которым имеются процессуальные решения, вступившие в законную силу.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами судов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Применяя указанную норму права, суды не учли, что постановлениями по делам об административных правонарушениях от 09 декабря 2019 г. N N 10006000-153/2019, 10006000-154/2019 и 10006000-155/2019 ООО "СКФ" было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 руб. за каждое нарушение.
При этом обжалуемыми по настоящему делу постановлениями по делам об административных правонарушениях ООО "СКФ" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для применения пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ у судов не имелось.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2020 г. по делу N А40-53448/20-21-378 признаны незаконными решения Федеральной таможенной службы от 20 февраля 2020 г. N 10000000/256ю/15Г, от 20 февраля 2020 г. N 10000000/254ю/16Г, от 20 февраля 2020 г. N 10000000/255ю/17Г по жалобе ООО "СКФ" на постановления Центральной энергетической таможни от 09 декабря 2019 г. по делам об административных правонарушениях NN 10006000-153/2019, 10006000-154/2019 и 10006000-155/2019 в части возвращения на новое рассмотрение в Центральную энергетическую таможню дел об административных правонарушениях NN 10006000-153/2019, 10006000-154/2019 и 10006000-155/2019.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал на то, что в пункте 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ отсутствует в качестве основания для отмены постановления об административном правонарушении и возвращении дела на новое рассмотрение как неверная квалификации выявленного правонарушения.
При этом установив неверную квалификацию таможенного правонарушения, административный орган не лишен возможности по правилам статьи 28.2 КоАП РФ составить новый протокол о вменяемом правонарушении и при соблюдении гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями глав 25 и 29 этого же Кодекса рассмотреть дело об административном правонарушении в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В настоящем случае Центральной энергетической таможней составлены протоколы об административных правонарушениях от 11 сентября 2020 г., т.е. иные протоколы об административных правонарушениях, чем по делам по делам об административных правонарушениях N N 10006000-153/2019, 10006000-154/2019 и 10006000-155/2019, что не противоречит положениям КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суды не проверили законность и обоснованность оспариваемых постановлений, не установили, имелись ли законные основания для привлечения общества к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд кассационной инстанции в силу требований статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лишен возможности устанавливать данные обстоятельства.
Учитывая, что требуется дополнительное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2021 г. по делу N А40-194716/20-145-1347 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2020 г. по делу N А40-53448/20-21-378 признаны незаконными решения Федеральной таможенной службы от 20 февраля 2020 г. N 10000000/256ю/15Г, от 20 февраля 2020 г. N 10000000/254ю/16Г, от 20 февраля 2020 г. N 10000000/255ю/17Г по жалобе ООО "СКФ" на постановления Центральной энергетической таможни от 09 декабря 2019 г. по делам об административных правонарушениях NN 10006000-153/2019, 10006000-154/2019 и 10006000-155/2019 в части возвращения на новое рассмотрение в Центральную энергетическую таможню дел об административных правонарушениях NN 10006000-153/2019, 10006000-154/2019 и 10006000-155/2019.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал на то, что в пункте 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ отсутствует в качестве основания для отмены постановления об административном правонарушении и возвращении дела на новое рассмотрение как неверная квалификации выявленного правонарушения.
При этом установив неверную квалификацию таможенного правонарушения, административный орган не лишен возможности по правилам статьи 28.2 КоАП РФ составить новый протокол о вменяемом правонарушении и при соблюдении гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями глав 25 и 29 этого же Кодекса рассмотреть дело об административном правонарушении в пределах срока давности привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2021 г. N Ф05-17020/21 по делу N А40-194716/2020