г. Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А41-6105/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 23.08.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Сенежское" - Никишова В.А. (председателя товарищества по выписке от 26.06.2021 из протокола собрания),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Администрации Солнечногорского района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Федерального агентства лесного хозяйства - извещено, представитель не явился,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - извещен, представитель не явился,
от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - извещено, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Анри" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 16.08.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на постановление от 28.04.2021
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-6105/2019
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Сенежское"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании реестровой ошибки; обязать исправить реестровую ошибку; о признании недействительными сведений ЕГРН; исключении их из ЕГРН,
третьи лица: Администрация Солнечногорского района Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Анри",
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Сенежское" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области, с учетом принятых судом уточнений, с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) о признании реестровой ошибкой внесенные в ЕГРН недостоверные сведения о границах и площади земельного участка в 6,64 га с кадастровым номером 50:09:0020203:976 по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, в районе д. Тимоново, с/т Сенежское; об обязании исправить реестровую ошибку и указать в ЕГРН сведения: границы и площадь 5,38 га земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020203:976 по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, в районе д. Тимоново, с/т Сенежское; о признании недействительными содержащихся в ЕГРН сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020203:976 по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, в районе д. Тимоново, с/т Сенежское; об исключении из ЕГРН сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020203:976 по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, в районе д. Тимоново, с/т Сенежское.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Администрация Солнечногорского района Московской области (далее - администрация), Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - агентство), федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Анри" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.10.2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.07.2020 данные судебные акты отменены по процессуальным основаниям, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.12.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 решение суда отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 28.04.2021, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель товарищества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В приобщении к материалам дела отзыва товарищества на кассационную жалобу управления отказано ввиду несоблюдения при его подаче требований статьи 279 АПК РФ, а именно: не представлены документы, подтверждающие его направление третьим лицам, участвующим в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителя товарищества, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что постановлением администрации от 30.08.1993 N 2433/24 товариществу в собственность предоставлен земельный участок площадью 6,64 га из земель общего пользования садового товарищества.
По доводам товарищества, в собственности товарищества остался земельный участок общего пользования площадью 5,38 га, поскольку постановлениями Главы администрации от 13.03.1995 N 616/06 и от 27.02.2009 N 713 из земельного участка общего пользования площадью 6,64 га изъяты земельные участки площадью 0,96 га и 0,3 га соответственно.
На основании заявления товарищества, постановления администрации от 30.08.1993 N 2433/24, представленного товариществом межевого плана, согласованного с собственниками земельных участков товарищества, 19.03.2011 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:09:0020203:975 площадью 66 400 кв. м.
Товарищество, полагая, что в правоустанавливающих документах и межевом плане были допущены ошибки (не представлены документы об изъятии земельных участков, межевой план составлен кадастровым инженером на основании неверной информации), обратилось в арбитражный суд.
Принимая постановление от 28.04.2021 об отмене решения суда первой инстанции и об удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что возникший гражданско-правовой спор об исправлении реестровой ошибки является спором, который должен быть разрешен в порядке искового производства с использованием установленных законодательством способов защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не в порядке главы 24 АПК РФ
Апелляционный суд счел, что исправление ошибки в сведениях о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:09:0020203:976 по адресу: Московская область, Солнечногорский р-н, в районе д. Тимоново, с/т Сенежское, а именно уменьшение с 6,64 га до 5,38 га не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц. В рассматриваемом случае отсутствует спор о праве на недвижимое имущество.
При этом апелляционный суд также отметил, что о необходимости исправления ошибки в судебном порядке указывает администрация в письме от 15.01.2016 N ОГР-318/2016.
Между тем согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ)
В силу статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Закона N 221-ФЗ следует, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно части 4 статьи 6 Закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
Пунктом 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
На основании пункта 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке (пункт 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
В силу пунктов 8, 9, 10, 11 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ, согласно части которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В данном случае, как следует из судебных актов и доводов товарищества, идет речь об ошибке, допущенной кадастровым инженером при составлении межевого плана, а не об ошибке, допущенной государственным регистратором.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявления товарищества, суд первой инстанции, вопреки утверждениям суда апелляционной инстанции и товарищества, пришел к выводу, с учетом изложенных норм права, о том, что в случае возникновения такой ошибки заинтересованное лицо вправе обратиться в регистрационный орган с заявлением о ее исправлении с приложением межевого плана, соответствующего действительному положению, акта согласования границ, подписанного смежными землепользователями. И в случае отказа уполномоченного органа в исправлении данной ошибки, заявитель вправе обратиться в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ, оспаривая законность отказа и требуя внести в ЕГРН необходимые сведения.
Между тем, как установил суд первой инстанции, товарищество не обращалось в управление с заявлением об исправлении заявленной ошибки, не представляло новый межевой план с уточненными границами, согласованными со смежными землепользователями.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Надлежащим ответчиком по таким искам является смежный землепользователь.
Поскольку в данном случае управление не является таким лицом, требования в порядке главы 24 АПК РФ в рамках настоящего дела не заявляются, отсутствуют доказательства обращения с соответствующим заявлением в управление, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении иска товарищества к управлению. У апелляционного суда не имелось оснований для его отмены.
В связи с этим обжалуемое постановление апелляционного суда на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по делу N А41-6105/2019 отменить, решение Арбитражного суда Московской области от 09.12.2020 по данному делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ, согласно части которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2021 г. N Ф05-4255/20 по делу N А41-6105/2019
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4255/20
28.04.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3980/2021
09.12.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-6105/19
29.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4255/20
17.12.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23050/19
11.10.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-6105/19