г. Москва |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А41-55283/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Дзюбы Д.И., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Солнечногорск Московской области не явился, уведомлен,
от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Швыркова Ю.С., доверенность от 20.01.2021 N 40,
рассмотрев 18 августа 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Администрации городского округа Солнечногорск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 12 января 2021 года,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2021 года,
по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов
к Администрации городского округа Солнечногорск Московской области
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - истец, фонд)обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Солнечногорск Московской области (далее - администрация, ответчик) о взыскании субсидии в сумме 2 405 724 руб., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 35 029 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.01.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021, исковые требования удовлетворены.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, просит отменить решение и постановление. принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы указывает на то, что судами не полно выяснены все обстоятельства по делу.
Представитель фонда в судебном заседании суда кассационной инстанции против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Администрация, уведомленная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направила, на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Обсудив доводы сторон по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность решения постановления в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Как установлено судами, согласно Постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" фонд является некоммерческой организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области и наделен функциями регионального оператора.
К функциям регионального оператора относятся, в том числе, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии с частью 4 статьи 182 Жилищного кодекса РФ и частью 1 статьи 18 Закона Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах (расположенных на территории Московской области), формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета Московской области) и (или) местного бюджета (бюджета муниципального образования, на территории которого расположен данный многоквартирный дом), за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с положениями Закона и региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2049 годы", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58, полномочия по подготовке, утверждению, реализации краткосрочных планов реализации региональной программы, внесению изменений в краткосрочные планы, а также функции информационного обмена в рамках реализации краткосрочных планов возложены на органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства МО от 14.03.2017 N 157/8 ("Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017 - 2019 годы" утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017 - 2019 годы, в соответствии с которым предусмотрено финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Солнечногорск Московской области, за счет средств местного бюджета в сумме 2 405 724 руб.
Между фондом и администрацией заключено Соглашение от 02.07.2018 N 3С-2018 о предоставлении в 2018 году субсидии на выполнение Краткосрочного плана реализации со сроком его действия до 31.12.2018.
В соответствии с п. 3.1.1 Соглашения администрация обязана перечислить фонду субсидию за счет средств бюджета муниципального образования Московской области.
Согласно п. 2.4 субсидия предоставляется не позднее 10 дней после подписания Соглашения от 02.07.2018 N 3С-2018.
Поскольку работы по капитальному ремонту общего имущества спорных многоквартирных домов завершены и приняты фондом на основании актов о приемке выполненных работ и справок стоимости выполненных работ и затрат по договорам от 12.08.2016 N 1372-К и от 03.08.2018 N 1497-К, а администрация уклонилась, как от выполнения условий соглашения, так и от оплаты выполненных работ, фонд обратился в суд с натащим иском.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 37, 39, 158, 168, 170, 171, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о удовлетворении исковых требований.
При этом суды исходили из того, что финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168Жилищного кодекса РФ, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 191 Жилищного кодекса РФ).
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы исследованные судами двух инстанций.
Суды с ними не согласили, учитывая конкретны обстоятельства по делу.
Так, согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса ПФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Целью предоставления субсидии администрации являлось получение субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением работ капитального ремонта многоквартирных домов.
При этом между сторонами было заключено соответствующее соглашение о представлении субсидий.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к повторению позиции заявителя при рассмотрении дела и доводов его апелляционной жалобы, которые была предметом исследования и оценки судов, и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку фактически свидетельствуют о несогласии с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 января 2021 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2021 года по делу N А41-55283/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
...
Пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2021 г. N Ф05-18363/21 по делу N А41-55283/2020