• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2021 г. N Ф05-18116/21 по делу N А41-17800/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела, между Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области и ГУП "Москоллектор", по мнению истца, фактически сложились внедоговорные отношения. Сложившиеся правоотношения между истцом и ответчиком, по утверждению истца, выражаются в пользовании Министерством коллекторами предприятия в связи с нахождением в них коммуникаций, принадлежащих министерству на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 01.02.2016 N 13ВР-186 "О передаче имущества, находящегося в собственности Московской области, в оперативное управление Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области" и регулируются главой 39 "Возмездное оказание услуг" и главой 34 "Аренда" Гражданского кодекса Российской Федерации. Коллекторы, в которых проложены коммуникации ответчика, находятся в собственности города Москвы и переданы ГУП "Москоллектор" в хозяйственное ведение, что подтверждается, по утверждению истца, свидетельствами о государственной регистрации права. Факт прокладки коммуникаций ответчика (оптико-волоконные кабели связи общей протяженностью 3.625 п. м) в коллекторах истца, по его утверждению, подтверждается актами инвентаризации, представленными в материалы дела. При этом письмами подтвердил, что является балансодержателем указанных коммуникаций. Пунктом 3 Постановления Правительства Москвы от 17.09.1996 N 788 "О мерах правовой защиты подземных коммуникационных коллекторов" установлено, что в целях обеспечения правовой защиты подземных коммуникаций коллекторов, владельцы коммуникаций и подрядные организации, проводящие в них работы, обязаны заключать договоры с ГУП "Москоллектор" на услуги по эксплуатации коллекторов до начала эксплуатации и проведения работ в коллекторах. В соответствии с пунктом 1.2. "Правил технической эксплуатации городских коммуникационных коллекторов", утвержденных Департаментом инженерного обеспечения Правительства Москвы 28.09.1995, владельцы действующих или вновь прокладываемых коммуникаций обязаны заключить с ГУП "Москоллектор" договор на право размещения в коллекторе своих инженерных коммуникаций (кабельных линий для электрических, телефонных и др. сетей, трубопроводов различного назначения, а также оборудования, относящегося к перечисленным коммуникациям). Пунктом 1.5 Правил установлено, что Правила являются обязательными для персонала ГУП "Москоллектор", для организаций, использующих места в указанных коллекторах для размещения своих кабельных линий, трубопроводов, оборудования, а также для организаций, выполняющих в коллекторах работы по прокладке, монтажу или ремонту инженерных коммуникаций на подряде у владельцев коммуникаций или заказчиков на новые прокладки. Так, с целью оформления договорных отношений предприятие, по утверждению истца, неоднократно направляло оферты на заключение государственного контракта на услуги по технической эксплуатации коллекторов на 2017-2020 годы. Однако, истец указал, что акцепт со стороны ответчика отсутствует, в связи с чем государственный контракт считается не заключенным. При этом в связи с нахождением коммуникаций в коллекторах ГУП "Москоллектор" в период с 01.02.2016 по настоящее время истец, по его утверждению, фактически оказывает ответчику услуги по технической эксплуатации коллекторов в соответствии с требованиями "Регламента выполнения работ по технической эксплуатации городских и внутриквартальных коммуникационных коллекторов в городе Москве", "Правил технической эксплуатации городских коммуникационных коллекторов", обеспечивает в коллекторах освещение, вентиляцию, удаление грунтовых и поверхностных вод, контролирует воздушную среду по метану, осуществляет периодические осмотры коммуникаций и оборудования ответчика, сообщает последнему о выявленных неисправностях и требует их устранения. Вместе с тем, истец указал, что в силу своей специфики оказываемые истцом услуги по технической эксплуатации коллекторов носят непрерывный характер и не могут быть прекращены до момента распоряжения ответчиком своим имуществом (демонтаж коммуникаций или передача их новому владельцу). Тарифы на услуги ГУП "Москоллектор" с 01.01.2016 по 31.12.2017 были введены в действие распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 22.10.2015 N 35-Р "Об утверждении тарифов на услуги ГУП "Москоллектор" по технической эксплуатации коммуникационных коллекторов". Пунктом 1.3. Постановления Правительства Москвы от 29.09.2009 N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве" утвержден перечень работ и услуг, имеющих межотраслевое значение, выполняемых и оказываемых государственными учреждениями города Москвы и государственными унитарными предприятиями города Москвы, осуществляющими свою деятельность с использованием государственного имущества города Москвы на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, согласование цен (тарифов) на которые осуществляется органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими функции и полномочия учредителей государственных учреждений города Москвы, государственных унитарных предприятий города Москвы, и Департаментом экономической политики и развития города Москвы. Тарифы на услуги предприятия были утверждены ГУП "Москоллектор", по его утверждению, приказом от 24.11.2017 N 384 (введены в действие с 01.01.2018), приказом от 20.12.2018 N 422 (введены в действие с 01.01.2019), приказом от 11.11.2019 N 348 (вводятся в действие с 01.01.2020). Однако, в нарушение требований вышеуказанных нормативных актов, по мнению истца, ответчик пользуется услугами по технической эксплуатации коллекторов и не оплачивает услуги, оказанные с 01.02.2016 по настоящее время, в связи с чем истец произвел расчет суммы неосновательного обогащения за период с 01.02.2016 по 30.11.2019, подлежащей уплате за оказанные предприятием услуги по технической эксплуатации коллекторов, которая составила 3.159.652 руб. Акты об оказанных услугах и счета на оплату за период с 01.02.2016 по 30.11.2019, по утверждению истца, были направлены в адрес ответчика, что подтверждается копиями указанных документов и доказательствами их направления почтовой и курьерской доставкой. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения истца с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 1102 ГК РФ, правомерно исходил из того, что ответчик является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, в связи с чем реализация его потребностей в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций и полномочий осуществляется путем заключения государственных контрактов, в порядке установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). При этом, оказывая услуги без наличия государственного контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного закона, АО "Москоллектор" не могло не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства перед ответчиком."