г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А40-199186/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Коротышова Т.В., по доверенности от 11.01.2021;
от ответчика (заинтересованного лица): Алфимов В.Т., по доверенности от 09.07.2021
рассмотрев 18 августа 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2021,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021
по заявлению Министерства лесного хозяйства Кировской области
к Федеральному агентству лесного хозяйства
о признании недействительным пункта N 10 предписания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - ответчик, Рослесхоз) о признании недействительным пункта N 10 предписания от 29.09.2020 N 9/2020 в части принятия Министерством мер по недопущению нецелевого использования средств субвенций из федерального бюджета.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 требования Министерства удовлетворены.
В кассационной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства, просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В материалы дела Министерством представлен отзыв на кассационную жалобу и дополнительные пояснения к отзыву по доводам жалобы возражает, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 22.07.2021 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на основании части 5 статьи 158 АПК РФ.
Определением суда от 18.08.2021 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Латыпову Р.Р.
В ходе рассмотрения кассационной жалобы представители Рослесхоза и Министерства поддержали приведенные в жалобе и представленных в материалы дела отзывах доводы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами, Рослесхоз на основании приказа от 02.07.2020 N 614 "О проведении плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий" (с изменениями, внесенными приказом Рослесхоза от 08.07.2020 N 634), в период с 06.07.2020 по 24.07.2020 провело плановую выездную проверку исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий.
По итогам проведенной проверки Рослесхозом издан акт плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, Предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий от 24.07.2020 N 8/2020, согласно которому указано о нецелевом использовании министерством средств субвенций из федерального бюджета на исполнение решения Мурашинского районного суда Кировской области от 12.11.2018 по делу N 2-159/2018 об обязании министерства ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов.
Рослесхозом в Министерство 29.09.2020 направлено предписание от N 9/2020 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении министерством лесного хозяйства Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - предписание N 9/2020).
Согласно пункту 10 предписания N 9/2020 министерству предписано "Принять меры по недопущению нецелевого использования средств субвенций из федерального бюджета (оплачены услуги по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов - 73,6 тыс. рублей (2019 г.)). Основание: ст. 83 ЛК РФ, ст. 306.4 БК РФ. Срок исполнения: 01.04.2021".
Не согласившись с оспариваемым пунктом предписания, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Судами установлено, что предписание Рослесхоза от 29.09.2020 N 9/2020 выдано на основании акта выездной проверки исполнения органом государственной власти Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий от 24.07.2020 N 8/2020, согласно которому указано о нецелевом использовании министерством средств субвенций из федерального бюджета на исполнение решения Мурашинского районного суда Кировской области от 12.11.2018 по делу N 2-159/2018 об обязании министерства ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов.
Вступившим в законную силу решением Мурашинского районного суда Кировской области удовлетворены исковые требования прокурора Мурашинского района Кировской области, на министерство возложена обязанность обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории Мурашинского участкового лесничества, Мурашинского лесничества квартале 38, выделе 47, протяженностью 40 метров, находящейся в 50 метах от правой обочины 3 километра автодороги Мураши - Опарино по направлению на поселок Октябрьский Мурашинского района Кировской области.
При рассмотрении исковых требований прокурора Мурашинского района министерство возражало в удовлетворении заявленных требований.
Мурашинский районный суд Кировской области, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 60.12, п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (действовавших в период рассмотрения исковых требований прокурора), возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов на Министерство и в решении указал "Проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ использование денежных средств для исполнения вступившего в силу судебного акта не может рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств.
В целях исполнения судебного решения Министерством с ООО "Стимул" заключено 2 государственных контракта на оказание услуг по погрузке, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов от 13.09.2019 N 121 и от 02.12.2019 N 174 стоимостью услуг в сумме 31200 руб. и 42400 руб. соответственно.
Учитывая вступившее в законную силу решение Мурашинского районного суда Кировской области от 12.11.2018 по делу N 2-159/2018 и согласно прямому указанию в решении суда Министерством оплата услуг, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, произведена в общей сумме 73 600 руб. за счет средств субвенций федерального бюджета.
Вступившие в законную силу судебные решения, в соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории России.
Учитывая изложенное, судвми сделан вывод, что оплата Министерством услуг по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов в размере 73 600 руб. за счет средств субвенций федерального бюджета на основании вступившего в законную силу судебного решения правомерна и обоснованна.
Доводы Рослесхоза о том, что ликвидация несанкционированных свалок не является полномочием, которое Российская Федерация передала Кировской области, не относится к охране, защите и воспроизводству лесов, признаны несостоятельными учитывая предмет заявленных Министерством требований по настоящему делу, указание во вступившем в законную силу судебном акте Мурашинского районного суда Кировской области о правомерности использования денежных средств на его исполнение.
Относительно довода о ликвидации несанкционированных свалок в рамках реализации региональных программ, судами отмечено следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 13.2 данного Федерального закона ликвидация несанкционированных свалок, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства, должна осуществляться в рамках реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Министерство не является исполнителем и соисполнителем Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2019 - 2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2019 N 621-П.
В соответствии с пунктом 3.2 Перечня мероприятий Региональной программы предусмотрено, что в рамках реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2019 - 2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2019 N 621-П, в рамках мероприятия по ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде планируются мероприятия, в том числе по ликвидации свалок бытовых отходов на территории Кировской области, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации.
Вышеуказанные государственная и региональная программы финансируются за счет привлечения различных источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета, не разграничивают правовую принадлежность земельных участков, на которых они реализуются, а определяют только лишь территориальность реализации программ - в границах субъекта Российской Федерации Кировская область.
Кроме того, виды отходов, размещенные на рассматриваемых объектах в границах территории лесного фонда, четко свидетельствуют об объекте их образования. Данные отходы не являются отходами, образующимися в результате выполнения мероприятий в области лесных отношений, что подтверждается в том числе приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", а являются объектом жизнедеятельности граждан, проживающих на территории Кировской области и имеющих право на бесплатное и свободное посещение лесов, находящихся в федеральной собственности и их использование для личных целей (статья 11 Лесного кодекса Российской Федерации). В связи с чем, ликвидация несанкционированных свалок отходов в рамках вышеуказанных программ не представляется возможной.
Судами правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы, по которым заявитель не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А40-199186/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.2 Перечня мероприятий Региональной программы предусмотрено, что в рамках реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2019 - 2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2019 N 621-П, в рамках мероприятия по ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде планируются мероприятия, в том числе по ликвидации свалок бытовых отходов на территории Кировской области, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации.
Вышеуказанные государственная и региональная программы финансируются за счет привлечения различных источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета, не разграничивают правовую принадлежность земельных участков, на которых они реализуются, а определяют только лишь территориальность реализации программ - в границах субъекта Российской Федерации Кировская область.
Кроме того, виды отходов, размещенные на рассматриваемых объектах в границах территории лесного фонда, четко свидетельствуют об объекте их образования. Данные отходы не являются отходами, образующимися в результате выполнения мероприятий в области лесных отношений, что подтверждается в том числе приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", а являются объектом жизнедеятельности граждан, проживающих на территории Кировской области и имеющих право на бесплатное и свободное посещение лесов, находящихся в федеральной собственности и их использование для личных целей (статья 11 Лесного кодекса Российской Федерации). В связи с чем, ликвидация несанкционированных свалок отходов в рамках вышеуказанных программ не представляется возможной."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2021 г. N Ф05-16950/21 по делу N А40-199186/2020