г. Москва |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А40-177172/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 25.08.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Центральной акцизной таможни - Бобровой А.В. (представителя по доверенности от 20.10.2020),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 18.08.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение от 25.12.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 19.04.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-177172/2020
по заявлению Центральной акцизной таможни
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - таможня) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Московской области (далее - управление) по принятию от таможни товаров, согласно уведомлениям о предстоящей передаче задержанных товаров от 23.07.2020 N N 19-12/12956, 19-12/12958, 19-12/12959.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе таможня просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, их недоказанность, неполное исследование, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Управление, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя таможни, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что по протоколу задержания от 15.07.2019 N 10009030/150719/110-1 товары - пиво солодовое различного наименования в количестве 19656 коробок на сумму 856 000,71 рублей, помещен на хранение на СВХ ООО "ТЭК КАРГО ТРАНС". Срок временного хранения истек 13.08.2019.
В Росимущество 21.08.2019 направлено уведомление о предстоящей передаче задержанных товаров N 19-12/14619. В связи с тем, что товар не был принят после направления уведомления от 27.08.2019, дополнительно 23.07.2020 направлено уведомление N 19-12/12956.
По протоколу задержания от 18.05.2018 N 10009020/190518/379-2 товары - вино столовое красное, белое марки "Сарситано" в количестве 7656 бутылок на сумму 692 000,80 рублей, помещен на хранение на СВХ ООО "Терминал-Селятино". Срок временного хранения истек 17.06.2018.
В Росимущество 04.09.2018 направлено уведомление N 19-12/16111. В связи с тем, что товар не был принят после направления уведомления от 27.08.2019, дополнительно 23.07.2020 направлено уведомление N 19-12/12958.
По протоколу задержания от 18.05.2018 N 10009020/180518/379-1 товары - Бренди "Наполеон Куарсон В.С.О.П.", содержание этилового спирта 40%, емк. 0,7 л.; Изготовитель: "SLAUR SARDET S.A.S", Франция; в количестве 8100 бутылок на сумму 1 443 000,23 рублей, помещен на хранение на СВХ ООО "Терминал-Селятино". Срок временного хранения истек 16.06.2018.
В Росимущество 15.10.2018 направлено уведомление N 19-12/18759. В связи с тем, что товар не был принят после направления уведомления от 27.08.2019, дополнительно 23.07.2020 направлено уведомление N 19-12/12959.
По протоколу задержания от 15.07.2019 N 10009030/150719/110-2 товары - пиво солодовое различного наименования в количестве 19 656 коробок на сумму 872 000 000,09 рублей; помещен на хранение на СВХ ООО "ТЭК КАРГО ТРАНС". Срок временного хранения истек 13.08.2019.
В Росимущество 21.08.2019 направлено уведомление N 19-12/14619. В связи с тем, что товар не был принят после направления уведомления от 27.08.2019, дополнительно 23.07.2020 направлено уведомление N 19-12/12957.
Первичные уведомления о готовности передачи задержанной продукции направлены в управление в соответствии с требованиями Соглашения от 12.09.2011 N 01-69/37/01-20/417 "О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества", утвержденного приказом ФТС России от 26.09.2011 N 1937 (утратило силу).
Повторные уведомления направлены в управление в соответствии с требованиями пункта 2.4 Соглашения от 22.11.2019 N 01-69/0024/01-12/98 "О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества", утвержденного приказом ФТС России от 11.12.2019 N 1870, срок принятия изъятых вещей уполномоченным лицом исчисляется с даты получения управлением от таможни уведомления и не может превышать 30 тридцати рабочих дней.
В настоящее время товары, поименованные в уведомлениях, хранятся на СВХ ООО "ТЭК КАРГО ТРАНС" и ООО "Терминал-Селятино", срок хранения данных товаров на СВХ истек, в связи с чем они должны быть переданы Росимуществу.
В соответствии с информацией, размещенной на официальном портале ФГУП "Почта России", уведомления о предстоящей реализации, направленные таможней в адрес управления письмом от 03.03.2020 N 19-12/04075, получены адресатом 10.03.2020.
Повторные уведомления о предстоящей реализации, направленные таможней в адрес управления письмами от 23.07.2020 N N 19-12/12956; 19-12/12957; 19-12/12958; 19-12/12959 получены адресатом 10.08.2020.
Поскольку задержанная продукция не была принята уполномоченным органом, заявки на прием не поступили, таможня обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением к управлению.
Отказывая таможне в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае управление не является уполномоченным органом в соответствии со статьей 320 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) и является ненадлежащем ответчиком по настоящему делу.
Вопреки доводам кассационной жалобы таможни, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 320 Закона N 289-ФЗ распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки (утилизации) или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на учет, организацию проведения оценки, реализации, переработки (утилизации), уничтожения задержанных товаров, за исключением случаев, если полномочия по распоряжению указанными товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) указами Президента Российской Федерации либо актами Правительства Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти в отношении отдельных категорий товаров, для которых введены ограничения оборотоспособности или к обороту которых законодательством Российской Федерации предусмотрены специальные требования.
Частью 3 статьи 320 данного Закона установлено, что порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1493 на основании части 3 статьи 320 Закона N 289-ФЗ, предусмотрено, что задержанные товары, за исключением перечисленных в пункте 2 настоящих Правил, подлежат передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальному органу) для учета, оценки и реализации, переработки, уничтожения.
При этом, как указано в пункте 2 данных Правил, настоящие Правила не распространяются на задержанные товары, в отношении которых федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения, в том числе на:
а) оружие, оборот которого ограничен в соответствии с требованиями Федерального закона "Об оружии";
б) сильнодействующие, ядовитые вещества, а также наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";
в) радиоэлектронные и специальные технические средства ограниченно оборотоспособные на территории Российской Федерации;
г) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция;
Согласно пункту 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества или его уничтожение.
При этом в данном пункте Положения имеется ссылка на то, что указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией.
Таким образом, выводы судов основаны на правильном применении норм материального права
Из доводов кассационной жалобы таможни, материалов дела, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по делу N А40-177172/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества или его уничтожение."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2021 г. N Ф05-18017/21 по делу N А40-177172/2020