город Москва |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А40-62681/21-130-385 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "СИЛОМ": не явились, извещены;
рассмотрев 24 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 апреля 2021 г.,
по делу N А40-62681/21-130-385
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области
к обществу с ограниченной ответственностью "СИЛОМ"
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: в период с 01 февраля 2021 г. по 01 марта 2021 г. на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области (далее - МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области, административный орган) от 20 января 2021 г. N 23-пр в отношении общества с ограниченной ответственностью "СИЛОМ" (далее - ООО "СИЛОМ", общество), расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 28, стр. 2, проведена плановая выездная проверка с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области на 2021 год, утвержденного приказом МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области от 29 октября 2020 г. N 520-пр (в редакции приказа от 14 декабря 2020 г. N 625-пр).
В ходе проведения проверки должностными лицами МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области установлено, что основным видом деятельности ООО "СИЛОМ" является оптовая торговля отходами и ломом (код ОКВЭД 46.77).
ООО "СИЛОМ" осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 20 января 2018 г. N 077 108 в части сбора отходов II- IV классов опасности, транспортирования отходов II-IV классов опасности, обработке отходов I1-IV по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 28, стр. 2.
Так, сотрудники ООО "СИЛОМ", осуществляющие деятельность по обращению с отходами в количестве 2 человек (разнорабочие Эшакулов К.К. уведомление о заключении трудового договора с иностранным лицом от 12 января 2021 г., должностная инструкция N 12/01-04 разнорабочего и Эшмирзоев Ф.Б. уведомление о заключении трудового договора с иностранным лицом от 12 января 2021 г., должностная инструкция N 12/01-02 разнорабочего), не имеют документа о квалификации, выданного по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, что является нарушением подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Положение о лицензировании).
По результатам проверки составлен акт проверки от 10 февраля 2021 г. N 23-А.
На основании полученных данных 18 февраля 2021 г. МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области в отношении ООО "СИЛОМ" был составлен протокол об административном правонарушении N 08-33/75.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "СИЛОМ" к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 апреля 2021 г. ООО "СИЛОМ" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Указанное решение в апелляционном порядке обжаловано не было.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2021 г. апелляционная жалоба МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области на указанное выше решение возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и отсутствие у суда первой инстанции оснований для назначения административного штрафа в виде предупреждения, поскольку данное правонарушение направлено на возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников не имеющими профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), которым установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац второй статьи 1 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (пункт 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частью 4.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ).
Требования к лицензиатам установлены Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290.
Согласно пункту 3, подпункту "а" пункта 4 Положения о лицензирования, лицензионными требованиями, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по обращению с отходами (сбор, обработка, утилизация), является наличие у лицензиата работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.
В силу положений пункта 3 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Согласно пункту 6 части 7 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" типовые дополнительные профессиональные программы в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды России от 18 декабря 2002 г. N 868 утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом в том числе следующих требований: отсутствие у лицензиата - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Действия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования о привлечении к административной ответственности, суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО "СИЛОМ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку у сотрудников (разнорабочих) в количестве 2 человек, непосредственно осуществляющих деятельность по обращению с отходами, отсутствует документ о квалификации, выданного по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, что является нарушением подпункта "а" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судом таких обстоятельств не установлено.
При этом суд первой инстанции, применив положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, а также приняв во внимание, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения устранены обществом, пришел к выводу о возможности назначения обществу административного органа в виде предупреждения.
Кассационная инстанция считает, что избранная судом мера ответственности в указанном размере отвечает требованиям статей 3.5 и 4.1 КоАП РФ, согласуется с принципами разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении судами не установлено.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения судом первой инстанции не истек.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод кассационной жалобы об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для снижения размера административного штрафа подлежит отклонению, поскольку вопрос о снижении санкции связан с оценкой доказательств по делу, что является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и в компетенцию кассационной инстанции не входит. Пределы рассмотрения дела в суде округа ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 апреля 2021 г. по делу N А40-62681/21-130-385 оставить без изменения, кассационную жалобу МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судом таких обстоятельств не установлено.
При этом суд первой инстанции, применив положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, а также приняв во внимание, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения устранены обществом, пришел к выводу о возможности назначения обществу административного органа в виде предупреждения.
Кассационная инстанция считает, что избранная судом мера ответственности в указанном размере отвечает требованиям статей 3.5 и 4.1 КоАП РФ, согласуется с принципами разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
...
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения судом первой инстанции не истек."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2021 г. N Ф05-20018/21 по делу N А40-62681/2021