город Москва |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А41-26474/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Гречишкина А.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ПСК ОБРЭЙ": Барковой Л.А. (дов. от 05.06.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Красногорск Московской области: Сидорчук А.С. (дов. N 1.2.5/3361 от 30.04.2021 г.);
от третьего лица ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 24 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Красногорск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2021 г.,
по делу N А41-26474/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Обрэй"
к Администрации городского округа Красногорск Московской области
о признании незаконным отказа,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Комитет лесного хозяйства Московской области; Министерство обороны Российской Федерации; Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "Обрэй" (далее - ООО "ПСК "Обрэй", общество, заявитель) является собственником недвижимого имущества - асфальтобетонный завод, назначение: иное сооружение производственного значения, площадь 5 757,7 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Красногорский район, городское поселение Красногорск, вблизи поселка Нахабино, кадастровый квартал 50:11:0030308, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 0 июля 2015 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) сделана запись регистрации N 50-50/011-50/011/004/2015-7592/1 02 июля 2015 г. (далее - недвижимое имущество).
Данное недвижимое имущество расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0030308:385, площадью 9800+/-35 кв.м, по адресу: Московская обл., Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, вблизи поселка Нахабино, кадастровый квартал 50:11:0030308 (далее - земельный участок).
06 апреля 2012 г. между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области (далее - Администрация) и ООО "ПСК "Обрэй" был заключен договор аренды земельного участка N 140, в соответствии с которым ООО "ПСК "Обрэй" в аренду передан земельный участок площадью 9800+/-35 кв.м с кадастровым номером 50:11:0030308:385, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, расположенном по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, вблизи поселка Нахабино, кадастровый квартал 50:11:0030308, сроком аренды на 49 лет.
Земельный участок предоставлен для осуществления ООО "ПСК "Обрэй" следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): под размещение бетонорастворосмесительного завода ELKOMIX 120120.
Дополнительным соглашением от 20 июня 2014 г. N 252 к договору аренды земельного участка от 06 апреля 2012 г. N 140 изменен вид разрешенного использования земельного участка на "под размещение промышленных объектов", принадлежащего ООО "ПСК "Обрэй", расположенного по вышеуказанному адресу.
11 марта 2020 г. ООО "ПСК "Обрэй" обратилось в Администрацию с заявлением об оказании муниципальной услуги - "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030308:385 площадью 9800 +/- 35 кв.м, по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, вблизи поселка Нахабино, кадастровый квартал 50:11:0030308, вид разрешенного использования "под размещение промышленных объектов".
По результатам рассмотрения обращения ООО "ПСК "Обрэй" и согласования в Министерстве имущественных отношений Московской области письмом от 26 марта 2020 г. Администрация отказала в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату с указанием на наличие пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами иных земельных участков.
Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области оборотоспособность земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030308:385 ограничена, так как земельный участок расположен в границах иных лесничеств и лесопарков.
Считая свои права нарушенными, ООО "ПСК "Обрэй" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконными решения об отказе предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030308:385 от 26 марта 2020 г. и обязании Администрации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда вынести решение о предоставлении в собственность ООО "ПСК "Обрэй" земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030308:385 и в трехдневный срок с момента принятия решения о предоставлении в собственность ООО "ПСК "Обрэй" земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030308:385 направить в адрес ООО "ПСК "Обрэй" договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка с установлением цены земельного участка из расчета пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2021 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие оснований для предоставления испрашиваемого обществом земельного участка в собственность.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ПСК "Обрэй" против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Из пунктов 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы общества, поскольку на испрашиваемом обществом в собственность земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности.
При этом судами принято во внимание письменные пояснения Комитета лесного хозяйства Московской области, согласно которым при проведении пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030308:385 и границах земель лесного фонда по сведениям государственного лесного реестра установлено, что испрашиваемый земельный участок не имеет наложений на земли лесного фонда.
Отсутствие наложения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030308:385 на земли лесного фонда также подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не является ограниченным в обороте, в связи с чем у Администрации отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0030308:385 в собственность.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2021 г. по делу N А41-26474/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Красногорск Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.А.Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2021 г. N Ф05-18130/21 по делу N А41-26474/2020