г. Москва |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А41-81182/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Гречишкина А.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области - Шмельков Д.Ю., представитель по доверенности от 12 февраля 2021 года;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от третьих лиц:
от Администрации городского округа Домодедово Московской области - Шмельков Д.Ю., представитель по доверенности от 26 февраля 2021 года;
от общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Гюнай" - Пащенко Е.Н., представитель по доверенности от 28 июля 2021 года
рассмотрев 11 августа 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение от 06 апреля 2021 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 03 июня 2021 года Десятого арбитражного апелляционного суда, по делу N А41-81182/20
по заявлению Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третье лицо: Администрация городского округа Домодедово Московской области, общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Гюнай"
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года, удовлетворено заявление Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - комитет) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган) от 30 октября 2020 года N КУВД-001/2020-9182309/3.
Не согласившись с выводами судов, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель комитета и администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Управления Росреестра по Московской области от 30 октября 2020 года N КУВД-001/2020-9182309/3 комитету отказано в кадастровом учете земельного участка площадью 1517 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, ул. Энергетиков, д. 6 Б в связи с тем, что отсутствует проект межевания территории, площадь земельного участка не соответствует предельным размерам земельных участков, объект совпадает с иным объектом.
Не согласившись с решением, комитет обратился в суд.
На земельном участке площадью 1517 кв. м, расположенном по адресу: Московская область, г. Домодедово, ул. Энергетиков, д. 6Б, расположен многоквартирный жилой дом.
Согласно пункту 4 статьи 16 указанного Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений в границах элемента планировочной структуры не требуется обязательное утверждение проекта межевания территории.
Постановлением Администрации городского округа Домодедово от 09 июля 2020 года N 1348 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане.
На основании изложенного суды пришли к выводу, что требование регистрационного органа о предоставлении проекта межевания территории при наличии схемы размещения земельного участка необоснованно и незаконно.
Согласно части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Решением Совета депутатов городского округа Домодедово от 28 декабря 2017 года N 1-4/865 были утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Домодедово Московской области.
В соответствии с пунктом 20 статьи 11 Правил землепользования и застройки по градостроительным регламентам для многоквартирной (малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной) жилой застройки минимальный размер земельного участка для случаев межевания на основании утвержденных в установленном порядке проектов планировки, а также для случаев межевания земельных участков под ранее построенными многоквартирными домами (в том числе при подготовке проектов межевания) установлено, что минимальный размер земельных участков не регламентируется. Установлено, что максимальный размер земельных участков для этих целей не регламентируется во всех случаях.
Таким образом, суды пришли к выводу, что при вынесении оспариваемого решения регистрационным органом не приняты во внимание действующие Правила землепользования и застройки по городскому округу Домодедово, которыми установлены допустимые отклонения от предельных размеров земельных участков.
В части доводов регистрационного органа о том, что с заявлением об образовании аналогичного земельного участка обратилось общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Гюнай", судами отмечено, что образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. Кроме того, суды указали на отсутствие соответствующих доказательств.
На основании изложенного, учитывая, что указанные регистрационным органом основания для отказа неправомерны, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований комитета, поскольку оспариваемое решение регистрационного органа не соответствует закону и нарушает прав заявителя.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Доводы Управления Росреестра по Московской области, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года по делу N А41-81182/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 16 указанного Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.
...
Согласно пункту 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений в границах элемента планировочной структуры не требуется обязательное утверждение проекта межевания территории.
...
Согласно части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2021 г. N Ф05-19483/21 по делу N А41-81182/2020
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19483/2021
16.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19483/2021
03.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8742/2021
06.04.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-81182/20