г. Москва |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А40-6488/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Воеводина А.А., по доверенности от 02.03.2021;
от ответчика (заинтересованного лица): не явился, извещен;
рассмотрев 24 августа 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2021,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021
по заявлению Государственного унитарного предприятия Московской области "Ильинское"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Московской области "Ильинское", в лице конкурсного управляющего Алейниковой Элизы Феликсовны (далее - заявитель, предприятие. общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об изменении постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 21.12.2020 N 7.2-Пс/1564-0000ПК-2020 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в котором просило заменить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. на предупреждение.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2021 признано незаконным и отменено полностью постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении Государственного унитарного предприятия Московской области "Ильинское" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении от 21.12.2020 N 7.2-Пс/1564-0000ПК-2020.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
В жалобе приведен довод о том, что суды неверно истолковали Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила), исключающее производство по делу об административном правонарушении.
По мнению заявителя жалобы, сведения за 2019 год должны быть представлены предприятием в срок до 01.04.2020 в силу положений пункта 14.1 Правил.
В материалы дела Предприятием представлен отзыв на кассационную жалобу, по доводам которой возражает, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы отзыва, дал пояснения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как установлено судами, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности в части представления сведений об организации производственного контроля на опасном производственном объекте ГУП МО "Ильинское" система газопотребления предприятия, per. N А02-54112-0001, выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Установлено, что ГУП МО "Ильинское" не представило до 1 апреля 2020 г. в Управление сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2019 год, включающие в себя: план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год, чем нарушило требования статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 14, пункта 14.1, пункта 15 "Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. N 263.
Оспариваемым постановлением Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
При рассмотрении спора, судами установлено, что обществу вменено нарушение срока представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2019, в состав которых входит и план на 2019 г. и сведения о выполнении плана за предыдущий 2018 г., пришел к выводу, что в силу прямого указания норм п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и п. п. 14.1 и 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, сведения подлежали представлению до 01 апреля соответствующего (текущего) календарного года, то есть 01.04.2019.
Поскольку оспариваемое постановление административного органа принято 21.12.2020, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела постановление принято административным органом по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, вменяемое заявителю правонарушение не является длящимся.
Кассационный суд не может согласиться с выводами судов по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 116-ФЗ и пункта 14.1 Правил N 263 сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются организацией, эксплуатирующая опасный производственный объект, ежегодно, до 1 апреля.
Пунктом 15 Правила N 263 установлено, что в состав сведений об организации производственного контроля включается план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год.
Как указало Управление в кассационной жалобе, Предприятие должно было представить план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год - то есть за 2020 г., а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год (2019) до 1 апреля 2020 г., однако этого не сделало, за что и было привлечено к административной ответственности.
Данный довод нашел свое подтверждение.
Суды ошибочно истолковали Правила N 263, полагая, что Предприятию вменяется непредставление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2019 г., в состав которых входит план на 2019 г. и сведения о выполнении плана за предыдущий 2018 г.
Принимая во внимание требования статьи 4.5 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в рассматриваемом случае годичный срок привлечения общества к административной ответственности подлежит исчислению с 01 апреля 2020 года (со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности).
Учитывая это, вывод судов о том, что постановление принято административным органом по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, также является ошибочным.
Подход кассационного суда при рассмотрении настоящего дела соответствует судебной практике по данному вопросу, которая нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 30 декабря 2020 г. N 305-ЭС20-17215.
Таким образом, постановление о назначение административного наказания от 21.12.2020 N 7.2-Пс/1564-0000ПК-2020, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 200 000 руб. является законным и отмене не подлежит.
В связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные в материалы дела доказательства исследованы, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, принять новый судебный акт, в соответствии с которым в удовлетворении заявления предприятия отказать.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А40-6488/2021 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Государственного унитарного предприятия Московской области "Ильинское".
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание требования статьи 4.5 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в рассматриваемом случае годичный срок привлечения общества к административной ответственности подлежит исчислению с 01 апреля 2020 года (со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности).
...
Подход кассационного суда при рассмотрении настоящего дела соответствует судебной практике по данному вопросу, которая нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 30 декабря 2020 г. N 305-ЭС20-17215.
Таким образом, постановление о назначение административного наказания от 21.12.2020 N 7.2-Пс/1564-0000ПК-2020, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 200 000 руб. является законным и отмене не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2021 г. N Ф05-20164/21 по делу N А40-6488/2021