город Москва |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А41-14616/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "СЗ "Южные горки": Грибачевой Н.Р. (дов. от 28.11.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства жилищной политики Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Главного управления государственного строительного надзора Московской области: Григорьянца А.В. (дов. N 811-09/19 от 20.09.2019 г.);
от третьего лица Администрации Ленинского городского округа Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 26 августа 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 г.,
по делу N А41-14616/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Южные горки"
к Министерству жилищной политики Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Главное управление государственного строительного надзора Московской области; Администрация Ленинского городского округа Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Южные горки" (далее - ООО "СЗ "Южные горки", общество, заявитель) имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070106:1714, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный р-он, городское поселение Горки Ленинские, пос. Мещерино. Площадь земельного участка 6 692 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажное жилищное строительство (запись о регистрации права: 50-50-21/701/2013-638 от 24 сентября 2013 г.).
Администрацией муниципального образования городское поселение Горки Ленинские 24 декабря 2014 г. обществу выдано разрешение на строительство N RU50503102-1008/С 4 этажного многоквартирного дома (тип 4, дом N 33) (общая площадь здания - 2 964,24 кв.м, общая площадь квартир - 2 515,06 кв.м, строительный объем 12 745,2 куб.м).
Срок действия разрешения на строительство установлен до 24 декабря 2019 г.
Между ООО "СЗ "Южные горки" (заказчик) и ООО "АрДиАй" (исполнитель) 01 февраля 2013 г. заключен договор N 1юд/2013 об исполнении функций технического заказчика, связанных с застройкой (строительством) многоквартирных жилых домов.
По условиям договора N 1юд/2013 от 01 февраля 2013 г. ООО "АрДиАй" от имени и за счет заказчика осуществляет весь комплекс работ, связанных со строительством многоквартирных жилых домов, начиная от подбора организаций для проведения изыскательских работ, разработки предпроектной, проектной и рабочей документации и заканчивая подготовкой приема-сдачи объектов в эксплуатацию и контролем выполнения гарантийных обязательств по законченным строительством объектам на период действия гарантии.
Для строительства объектов между ООО "СЗ "Южные горки" (заказчик), от имени которого выступает ООО "АрДиАй", действующее на основании договора N 1юд/2013 от 01 февраля 2013 г., и ООО "ЖК-Инвест" (генеральный подрядчик) 12 ноября 2019 г. был заключен договор генерального подряда N 115008.
По условиям договора генерального подряда N 115008 от 12 ноября 2019 г. генеральный подрядчик обязуется своими силами и средствами и/или силами привлеченных им субподрядных организаций в установленный договором срок выполнить работы по строительству и вводу в эксплуатацию объектов (многоквартирных жилых домов - корпуса 16 - 21 и 26 - 35) в месте производства работ, передать результат выполненных работ заказчику, а заказчик принять их и оплатить в порядке, предусмотренном договором.
Между ООО "ЖК-Инвест" (генеральный подрядчик) и ООО АСК "Олимпстрой" (подрядчик) 12 ноября 2019 г. заключен договор подряда N 115505, по условиям которого подрядчик обязуется своими силами и средствами в установленный договором срок выполнить работы подготовительного периода для строительства многоквартирных жилых домов (корпуса 16 - 21 и 26 - 35) по устройству временных подъездных путей, площадок из ж/б плит и временных ограждений строительных площадок.
18 ноября 2019 г. заявитель направил извещение о начале строительства 4-этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 33), расположенного по адресу: МО, Ленинский район, г.п. Горки Ленинские, пос. Мещерино, квартал 4, на земельном участке с кадастровым номером 50:21:070106:1714.
По заявлению принято положительное решение. Извещение о начале строительства 4-этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 33) утверждено 20 ноября 2019 г., Главным управлением ГСН МО сформирована программа проведения проверок строительства объекта с номером дела: 07-64-168300.
Работы по строительству объекта начаты 16 декабря 2019 г., ход выполнения работ отражен в "Общем журнале работ", зарегистрированном в Главном управлении ГСН МО 21 ноября 2019 г.
В связи с истечением срока действия разрешения на строительство 24 декабря 2019 г. работы по строительству объекта приостановлены.
Для продления срока действия разрешения на строительство 4-этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 33) ООО "СЗ "Южные горки" 24 декабря 2019 г. направило обращение - заявку N P001-2170116474-32163049 о предоставлении государственной услуги "Внесение изменений в разрешение на строительство" в Министерство жилищной политики Московской области через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Министерство жилищной политики Московской области по указанному обращению вынесло решение от 09 января 2020 г. N Р001-2170116474-32163049 об отказе в предоставлении государственной услуги: Внесение изменений в разрешение на строительство.
В обоснование отказа указано на наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения.
Считая свои права нарушенными, ООО "СЗ "Южные горки" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным решения от 09 января 2020 г. по заявлению N P001-2170116474-32163049 от 24 декабря 2019 г. об отказе в предоставлении государственной услуги: Внесение изменений в разрешение на строительство и обязании Министерство жилищной политики Московской области внести изменения в разрешение на строительство N RU50503102-1008/С от 24 декабря 2014 г. в связи с продлением срока действия такого разрешения с 25 декабря 2019 г. по 24 декабря 2022 г. на основании заявления ООО "СЗ "Южные горки" N Р001-2170116474-32163049 от 24 декабря 2019 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области и Главное управление государственного строительного надзора Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 г. решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2020 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства жилищной политики Московской области от 09 января 2020 г. по заявлению ООО "СК "Южные горки" N Р001-2170116474-32163049. Суд обязал Министерство жилищной политики Московской области внести изменения в разрешение на строительство N RU50503102-1008/С от 24 декабря 2014 г. в части продления срока действия разрешения на строительство N RU50503102-1008/С от 24 декабря 2014 г. по 24 декабря 2022 г.
В кассационной жалобе Министерство жилищной политики Московской области просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие доказательств начала строительных работ.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "СЗ "Южные горки" с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на соблюдение судом апелляционной инстанции норм материального права при вынесении обжалуемого судебного акта. Представитель Главного управления государственного строительного надзора Московской области согласился с доводами кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Положениями пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство определено как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с разделом 6 "Производство строительных работ" Свода правил "Организация строительства" СП 48.13330.2011 (Приказ Минрегиона России 27 декабря 2010 г. N 781) подрядчик, осуществляющий строительство, до начала любых работ должен оградить выделенную территорию строительной площадки, выделенные отдельные территории для размещения бытовых городков строителей, участки с опасными и вредными производственными факторами, участки с материальными ценностями строительной организации (пункт 6.2.8 Свода правил).
Внутриплощадочные подготовительные работы должны предусматривать сдачу-приемку геодезической разбивочной основы для строительства, освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ (расчистка территории, снос строений и др.), планировку территории, искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод, перекладку существующих и прокладку новых сетей инженерно-технического обеспечения, устройство постоянных и временных дорог, инвентарных временных ограждений строительной площадки с организацией в необходимых случаях контрольно-пропускного режима, размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений, устройство складских площадок, организацию связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением и средствами сигнализации.
В подготовительный период могут быть возведены постоянные здания и сооружения для нужд строительства, или приспособлены для этих целей существующие.
Внутриплощадочные подготовительные работы должны быть выполнены до начала строительно-монтажных работ (пункт 6.2.10 Свода правил).
Согласно пункту 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство.
В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, законом установлены два основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство: отсутствие начатых работ по строительству на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство и/или отсутствие извещения о начале данных работ.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что общество обратилось с заявлением о продлении действия разрешения на строительство ранее чем за 10 дней до истечения его срока.
Судами установлено, что заявитель 18 ноября 2019 г. направил извещение о начале строительства 4-этажного многоквартирного дома (тип 4, дом 33), расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский район, г.п. Горки Ленинские, пос. Мещерино, квартал 4, на земельном участке с кадастровым номером 50:21:070106:1715.
Извещение о начале строительства 4-этажного многоквартирного дома (тип 4, дом 33) утверждено 20 ноября 2019 г., Главгосстройнадзором Московской области сформирована программа проведения проверок строительства объекта с номером дела: 07-64-168500.
Работы по строительству объекта начаты 16 декабря 2019 г., ход выполнения работ отражен в "Общем журнале работ", зарегистрированном в Главгосстройнадзоре Московской области 21 ноября 2019 г.
В соответствии с СДОС-04-2009 Методикой проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, принятой решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20 июля 2009 г. N 30-БНС, внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы, расчистка территории и подготовка 10 ее к застройке, строительство временных дорог, инженерных сетей и сооружений являются строительными работами, подлежащими строительному контролю.
Из раздела 5 Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 12-01-2004, зарегистрированных Росстандартом в качестве СП 48.13330.2010, следует, что работы по подготовке строительной площадки являются строительными работами.
Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 (далее - Перечень), подготовительные работы являются работами на этапе строительства.
В силу пункта 2.2 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений относится к подготовительным работам на этапе строительства.
Пунктом 3 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня предусмотрено, что земляные работы, в том числе по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода, относятся к строительным работам.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с положениями пункта 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обществом работы по строительству начаты.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Указанная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 305-ЭС21-2139 по делу N А41-13628/20.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 г. по делу N А41-14616/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищной политики Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 (далее - Перечень), подготовительные работы являются работами на этапе строительства.
...
Пунктом 3 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня предусмотрено, что земляные работы, в том числе по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода, относятся к строительным работам.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с положениями пункта 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обществом работы по строительству начаты.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Указанная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 305-ЭС21-2139 по делу N А41-13628/20."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2021 г. N Ф05-20660/21 по делу N А41-14616/2020