город Москва |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А40-39482/21-121-199 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Хлебозавод N 9": Самочернова А.Ю. (дов. от 23.08.2021 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 02 сентября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 апреля 2021 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 г.,
по делу N А40-39482/21-121-199
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хлебозавод N 9"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 627/02/2020 от 23 октября 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Хлебозавод N 9" (далее - ООО "Хлебозавод N 9", общество, заявитель), является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021015:6, общей площадью 17 837 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новодмитровская, вл. 1 (далее - земельный участок), с видом разрешенного использования - эксплуатация существующих зданий и сооружений с целью производства хлебобулочных изделий, категория земель - земли населенных пунктов, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
07 августа 2020 г. на основании задания начальника управления Государственной инспекции по контролю за использование объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) от 07 августа 2020 г. проведено плановое (рейдовой) обследование территории с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Новодмитровская, вл. 1.
В ходе проведения обследования государственным инспектором в городе Москве по использованию и охране земель установлено, что на земельном участке расположено 11 объектов недвижимого имущества, используемых для размещения предприятий общественного питания и торговли.
По сведениям Информационной системы реестра единых объектов недвижимости города Москвы (далее - ИС РЕОН) разрешенное использование земельного участка определено как для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения.
Таким образом, выявлен факт использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным видом использования.
По результатам проверки составлен рапорт о результатах планового (рейдового) обследования от 07 августа 2020 г. N 9029115, в котором зафиксированы выявленные нарушения, материалы обследования земельного участка направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, административный орган) для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
23 октября 2020 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 627/02/2020, которым ООО "Хлебозавод N 9" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Хлебозавод N 9" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 апреля 2021 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Управления Росреестра по Москве по делу об административном правонарушении N 627/02/2020 от 23 октября 2020 г. о привлечении ООО "Хлебозавод N 9" к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на использование обществом земельного участка не только по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Приведены также доводы о соблюдении двухмесячного срока привлечения общества к административной ответственности, мотивированный тем, что указанный срок подлежит исчислению с момента поступления материалов обследования земельного участка из Госинспекции по недвижимости, т.е. с 25 августа 2020 г.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Хлебозавод N 9" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Хлебозавод N 9" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель Управления Росреестра по Москве в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Хлебозавод N 9", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Действия, связанные с использованием земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа, если определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на пропуск установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления административного органа.
При этом судами установлено, что срок совершения административного правонарушения следует исчислять с даты составления рапорта Госинспекции по недвижимости о результатах планового (рейдового) обследования от 07 августа 2020 г.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом 23 октября 2020 г., суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод, изложенный в кассационной жалобе, о соблюдении Управлением Росреестра по Москве двухмесячного срока привлечения общества к административной ответственности, мотивированный тем, что указанный срок подлежит исчислению с момента поступления материалов обследования земельного участка из Госинспекции по недвижимости, т.е. с 25 августа 2020 г., подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности за нарушения земельного законодательства составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.
Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Исходя из положений статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает привлечение к административной ответственности.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 апреля 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 г. по делу N А40-39482/21-121-199 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия, связанные с использованием земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа, если определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на пропуск установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления административного органа.
...
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности за нарушения земельного законодательства составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.
...
Исходя из положений статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает привлечение к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2021 г. N Ф05-21426/21 по делу N А40-39482/2021