город Москва |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А41-70013/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Сельхозпродукты": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям: не явились, извещены;
от третьего лица ООО "Вега": не явились, извещены;
рассмотрев 08 сентября 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Сельхозпродукты"
на решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2021 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2021 г.,
по делу N А41-70013/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельхозпродукты"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям
о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 05-94/2020 от 15 октября 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: 01 октября 2020 г. должностными лицами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управление Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям, административный орган) проведено контрольно-надзорное мероприятие, по результатам которого на сайте Федеральной государственной информационной системы Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) в реестре аккредитованных лиц (http://fsa.gov.ru) выявлен факт недостоверного декларировании обществом с ограниченной ответственностью "Сельхозпродукты" (далее - ООО "Сельхозпродукты", общество, заявитель) зерна непеработанного для пищевых целей (гороха, насыпью, урожай 2020 года, партия 5000 т).
При проверке деклараций о соответствии (регистрационный номер декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-Яи.НВ56.А. 13398/20 от 10 августа 2020 г.) установлено, что продукция - зерна непеработанного для пищевых целей (гороха, насыпью, урожай 2020 года, партия 5000 т) схема декларирования 2Д, задекларирована на основании протокола испытания N 008/А-10/08/2С от 10 августа 2020 г.; регистрационный номер декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.НВ56.А. 16483/20 от 07 сентября 2020 г. установлено, что продукция - горох на кормовые цели, партия 3000т, урожай 2020 года, схема декларирования 2Д, задекларирована на основании протокола испытания N 006/1-04/09/20 от 04 сентября 2020 г., выданных испытательным центром "ЭкспертЛаб" (аттестат аккредитации РОСС 1Ш.31578.040ЛН0.ИЛ10), отсутствующим на сайте Росаккредитации в реестре аккредитованных лиц (http://fsa.gov.ru).
Испытательный центр "ЭкспертЛаб" отсутствует по адресу нахождения юридического лица согласно сайту Федеральной налоговой службы, Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (https://egrul.nalog.ru/index.html).
В соответствии с письмом Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям от 29 сентября 2020 г. N 09/5709 об осуществлении выезда по адресу нахождения испытательного центра "ЭкспертЛаб": 140304, Московская обл., г. Егорьевск, Касимовское шоссе, дом 38, установлено, что данная организация отсутствует.
Таким образом, ООО "Сельхозпродукты" осуществлено недостоверное декларирование соответствия продукции.
На основании полученных данных 08 октября 2020 г. Управлением Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям в отношении ООО "Сельхозпродукты" составлены протоколы об административных правонарушениях N 05-94/2020 и N 05-95/2020, в которых зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлениями Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям по делам об административных правонарушениях N 05-94/2020 и N 05-95/2020 ООО "Сельхозпродукты" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. по каждому постановлению.
Считая указанные постановления незаконными, ООО "Сельхозпродукты" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям об их отмене.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега").
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Сельхозпродукты" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества вмененного ему состава административного правонарушения, поскольку испытательный центр "ЭкспертЛаб" имеет аттестат аккредитации РОСС RU.31578.04ОЛН0.ИЛ10 и включен в реестр системы добровольной сертификации "Прибор-Эксперт" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарта).
В отзыве на кассационную жалобу Управление Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон техническом регулировании) регулирует отношения, возникающие при оценке соответствия объекта, продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов.
Статьей 2 Закона о техническом регулировании установлено, что декларирование соответствия является одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Соответствие подтверждается документом, именуемым декларацией о соответствии.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.
Согласно пункту 3 данной статьи при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:
включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);
предоставляет сертификат системы менеджмента качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему декларирования соответствия; заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия декларации о соответствии; иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения (пункт 5 статьи 24 Закона о техническом регулировании).
Из пунктов 1, 2 статьи 3 ТР ТС 015/2011 следует, что зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации соответствия партии зерна требованиям настоящего технического регламента.
Зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, направляемое на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, не подлежит подтверждению соответствия.
Подтверждение соответствия зерна, произведенного на единой таможенной территории Таможенного союза, и зерна, ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза, проводится по единым правилам и схемам, установленным настоящим техническим регламентом.
В зависимости от схемы декларирования соответствия подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия осуществляется на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны: органа по сертификации продукции, органа по сертификации систем менеджмента, аккредитованной испытательной лаборатории, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Схема декларирования 1д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов зерна; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения. Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 ТР ТС 015/2011 оценка соответствия поставляемого зерна требованиям настоящего Технического регламента проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна.
Пунктом 29 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44 "О типовых схемах оценки соответствия" схема декларирования соответствия 2д применяется для партии продукции или единичного изделия при декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявителя.
Согласно пункту 7 статьи 7 ТР ТС 015/2011 при декларировании зерна по схеме 2Д заявитель проводит испытания образцов зерна для обеспечения подтверждения заявленного соответствия партии зерна требованиям настоящего Технического регламента. Испытания образцов зерна проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 ТР ТС 015/2011 техническая документация, подтверждающая соответствие зерна требованиям настоящего Технического регламента, может включать протоколы испытаний, проведенных заявителем и/или аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), подтверждающие соответствие зерна требованиям настоящего Технического регламента.
Согласно пункту 2.3.4 ГОСТ 31894-2012 в рамках Таможенного союза испытательной лабораторией признается только испытательная лаборатория, аккредитованная в национальной системе аккредитации.
В силу статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аккредитация в национальной системе аккредитации (далее - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации (пункт 1 статьи 4).
Действия, связанные с недостоверным декларированием соответствием продукции, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Сельхозпродукты" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судами установлено, что общество при выполнении процедур декларирования зерна руководствовалось протоколами испытаний N 008/А10/08/2С от 10 августа 2020 г. и N 006/1-04/09/20 от 04 сентября 2020 г., выданных испытательным центром "ЭкспертЛаб".
Между тем, аккредитация ООО "Вега" (испытательный центр "ЭкспертЛаб") прекращена (номер записи в Реестре аккредитованных лиц RA.RU.l 1НА34, дата решения о прекращении действия аккредитации 09 ноября 2018 г.).
Система добровольной сертификации "Прибор-Эксперт" (свидетельство N РОСС RU.31578.04OJIH0), согласно записи в Реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Росстандарта, не обладает областью распространения системы сертификации на оценку качества и безопасности зерна, и, следовательно, не имела право выдавать ООО "Вега" аттестат аккредитации для проведения работ по испытаниям зерна.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-Яи.НВ56.А. 13398/20 от 10 августа 2020 г. и ЕАЭС N RU Д-RU.НВ56.А. 16483/20 от 07 сентября 2020 г., принятые на основании протоколов испытаний N 008/А10/08/2С от 10 августа 2020 г. и N 006/1-04/09/20 от 04 сентября 2020 г., содержат недостоверные сведения.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе обществом приведены доводы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, поскольку испытательный центр "ЭкспертЛаб" имеет аттестат аккредитации РОСС RU.31578.04ОЛН0.ИЛ10 и включен в реестр системы добровольной сертификации "Прибор-Эксперт" Росстандарта.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, является Росаккредитация (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации").
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2021 г. по делу N А41-70013/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Сельхозпродукты" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Сельхозпродукты" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
...
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
...
В кассационной жалобе обществом приведены доводы об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, поскольку испытательный центр "ЭкспертЛаб" имеет аттестат аккредитации РОСС RU.31578.04ОЛН0.ИЛ10 и включен в реестр системы добровольной сертификации "Прибор-Эксперт" Росстандарта.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, является Росаккредитация (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации")."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2021 г. N Ф05-22575/21 по делу N А41-70013/2020
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22575/2021
16.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9992/2021
18.03.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-70013/20
10.03.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1990/2021