г. Москва |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А40-230522/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 17.09.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Лазаревой И.В.
судей Красновой С.В. и Филиной Е.Ю.
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании 14.09.2021 кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А40-230522/2020
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 09.09.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-1507/1,1501/1, 1509/1, от 10.09.2020 N 77/011/232/2020-1828/1 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности города Москвы, обязании снять с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности города Москвы на заявленные к регистрации объекты недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021, принят отказ Департамента от требований в части оспаривания решений, изложенные в письмах от 09.09.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-1507/1,1501/1,1509/1; производство по делу в части данных требований прекращено; требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Управление в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что документ, подтверждающий соблюдение процедуры сноса объекта недвижимости, не представлен.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент обратился в Управление с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0009004:1102, общей площадью 9,9 кв.м, по адресу: г. Москва, ул. Подольских Курсантов, д. 22а, строен. 5.
Письмами Управления от 09.09.2020 N 77-0-1-88/3005/2020-1507/1,1501/1,1509/1, от 10.09.2020 N 77/011/232/2020-1828/1 сообщено об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), ссылаясь на отсутствие в составе приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объектов недвижимости, а также в связи с тем, что с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета обратилось ненадлежащее лицо.
Полагая, что отказ Управления нарушает законные права и интересы Департамента, последний обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя требования, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями статей 14, 15 Федерального закона N 218-ФЗ, а также Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", установив, что решение о демонтаже объекта было принято на основании распоряжения Правительства Москвы от 05.11.2019 N 619-РА "О сносе объектов недвижимости", выполнение работ по сносу подтверждено актами выполненных работ, суды пришли к выводу, что Департаментом были представлены документы, соответствующие нормативным требованиям и являющие достаточными для внесения соответствующей записи в ЕГРН.
Судами принято во внимание, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования.
При указанных обстоятельства суд правомерно признали уведомление регистрирующего органа незаконным.
Отклоняя доводы Управления о том, что с заявлением обратилось неуполномоченное лицо, суды правомерно указали, что сведения о правообладателе объектов отсутствуют, при этом земельный участок, на котором расположен снесенный объект, принадлежит городу Москве, в связи с чем, в данном случае Департамент, как собственник земельного участка, вправе обратиться с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета прекратившего свое существование в связи с гибелью (уничтожением) здания (сооружения).
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А40-230522/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
И.В. Лазарева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями статей 14, 15 Федерального закона N 218-ФЗ, а также Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", установив, что решение о демонтаже объекта было принято на основании распоряжения Правительства Москвы от 05.11.2019 N 619-РА "О сносе объектов недвижимости", выполнение работ по сносу подтверждено актами выполненных работ, суды пришли к выводу, что Департаментом были представлены документы, соответствующие нормативным требованиям и являющие достаточными для внесения соответствующей записи в ЕГРН.
Судами принято во внимание, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 сентября 2021 г. N Ф05-22615/21 по делу N А40-230522/2020