г. Москва |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А40-151449/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Латыповой Р.Р., Ананьиной Е.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (заинтересованного лица): Скирда Л.Н., по доверенности от 16.09.2020;
от третьих лиц: не явились, извещены;
рассмотрев 13 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "БЛ-Энерго" на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021
по заявлению Администрации муниципального образования "Славянский городской округ"
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: Калининградское УФАС России, ООО "РТС-тендер", ООО "БЛ-Энерго"
о признании незаконными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Славянский городской округ" (далее - заявитель, Администрация, заказчик) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 06.08.2020 N 20/44/99П23.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют Калининградское УФАС России, ООО "РТС-тендер", ООО "БЛ-Энерго".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 заявление удовлетворено.
Не согласившись с выводами судов, ООО "БЛ-Энерго" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, как принятые с нарушением норм права, и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на законность и обоснованность решения антимонопольного органа.
Определением Арбитражного суда Московского округа 19.08.2021 рассмотрение кассационной жалобы общества было отложено в порядке предусмотренном статьей 158 АПК РФ.
Определением суда округа от 13.09.2021 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Шевченко Е.Е. на судью Ананьину Е.А.
При рассмотрении кассационной жалобы антимонопольный орган, который обеспечил явку представителя в судебные заседания, дал пояснения по спору, письменный отзыв не представил.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, в отсутствие представителей администрации и третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя антимонопольного органа, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.
Как установлено судами, по итогам рассмотрения жалобы общества "БЛ-Энерго" (несоответствие документации о закупке требованиям части 1 статьи 33 и статьи 54.3 Закон о контрактной системе) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории муниципального образования "Славский городской округ" (Большаковский территориальный отдел) (извещение N 0135300002420000038), УФАС России по Калининградской области принято решение от 20.07.2020 N 039/06/108-731/2020 о признании жалобы общества частично обоснованной.
Заказчик признан нарушившим часть 3 статьи 14, части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе; выдано предписание N 97-кс/2020 о внесении изменений в извещение о проведении конкурса, конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и выводами комиссии по решению 039/06/108-731/2020, которое исполнено заказчиком.
Общество "БЛ-Энерго" в связи с несогласием с решением УФАС России по Калининградской области N 039/06/108-731/2020 подало в Федеральную антимонопольную службу обращение о неправомерности признания УФАС России по Калининградской области действий заказчика при проведении конкурса соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
По мнению общества, в нарушение требований Закона о контрактной системе, заказчиком в конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - критерий N 1).
По итогам рассмотрения обращения общества, ФАС России принято решение от 06.08.2020 по делу N 20/44/99П23 о признании в действиях заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
ФАС России пришла к выводу, что оценке по критерию N 1 не подлежат, в том числе, контракты, связанные с поставкой светильного оборудования, применяемого при оказании энергосберегающих услуг, не соответствует законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выдал предписание заказчику и оператору электронной площадки отменить протоколы, вернуть поданные участниками заявки, прекратить блокирование операций по счетам, внести соответствующие вынесенному решению изменения в документацию, назначить новую дату окончания подачи заявок.
Не согласившись с решением и предписанием ФАС России от 06.08.2020 N 20/44/99П23, посчитав их незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы заявителя, как заказчика при проведении конкурса, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что антимонопольным органом нарушен порядок рассмотрения жалобы, предусмотренный пунктом 4 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, поскольку он рассмотрел жалобу общества на те же действия (бездействие), по которым принято решение контрольного органа в сфере закупок (решение Управления ФАС России по Калининградской области от 23.07.2020 N 039/06/108-731/2020).
Суды признали, что нарушение антимонопольным органом процессуального порядка рассмотрения жалобы общества влечет незаконность оспариваемых решения и предписания.
Кроме того, суды пришли к выводу о том, что возможность обжалования обществом решения Управления в Центральный аппарат ФАС России не предусмотрена ни Законом о контрактной системе, ни положением о ФАС России. Единственный порядок для обжалования решения контрольного органа в сфере закупок установлен в части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Кассационный суд не может согласиться с выводами судов.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Закона контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется контрольным органом в сфере закупок путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В силу пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В ФАС России поступило обращение ООО "БЛ-Энерго", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства РФ о контрактной системе в действиях Администрации муниципального образования "Славянский городской округ" при проведении конкурсной комиссией Администрации открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта.
ФАС России рассмотрела жалобу третьего лица в рамках проведения внеплановой проверки и приняла обжалуемое решение. Иного поведения со стороны антимонопольного органа Закон о контрактной системе в подобном случае не предусматривает.
Кассационный суд полагает, что ФАС России действовала в рамках своих полномочий и в соответствии с требованиями статьи 99 Закона о контрактной системе.
Суды сделали вывод о том, что ФАС России проверяла законность решения территориального органа, но статья 99 Закона о контрактной системе, на которую ссылается ответчик, не предоставляет возможность ФАС России проверять законность решений территориального органа.
Кассационный суд отмечает, что ФАС России не проверяла законность решения территориального органа, а проводила внеплановую проверку при поступлении информации о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Это делать предписывает пункт 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. То обстоятельство, что в тексте обжалуемого решения отмечено, что ФАС России не согласна с выводами территориального органа, не означает, что ФАС России рассматривала решение территориального органа в порядке апелляционного обжалования.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
Кассационный суд пришел к выводу о том, что судами не дана оценка существу доводов, содержащихся в обжалуемых решении и предписании антимонопольного органа.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А40-151449/2020 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационный суд полагает, что ФАС России действовала в рамках своих полномочий и в соответствии с требованиями статьи 99 Закона о контрактной системе.
Суды сделали вывод о том, что ФАС России проверяла законность решения территориального органа, но статья 99 Закона о контрактной системе, на которую ссылается ответчик, не предоставляет возможность ФАС России проверять законность решений территориального органа.
Кассационный суд отмечает, что ФАС России не проверяла законность решения территориального органа, а проводила внеплановую проверку при поступлении информации о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Это делать предписывает пункт 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. То обстоятельство, что в тексте обжалуемого решения отмечено, что ФАС России не согласна с выводами территориального органа, не означает, что ФАС России рассматривала решение территориального органа в порядке апелляционного обжалования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 сентября 2021 г. N Ф05-19820/21 по делу N А40-151449/2020