г. Москва |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А40-17674/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Анциферовой О.В., Дербенева А.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Силиванов В.А., по доверенности от 18.05.2021, Коровина Л.С., по доверенности от 01.12.2018;
от заинтересованного лица: Приезжева М.А., по доверенности от 20.04.2021, Концова М.В., по доверенности от 15.11.2021;
от Правительства г. Москвы: Павлова И.Н., по доверенности от 19.08.2021;
от ИФНС N 4 по г. Москве: не явился, извещен
рассмотрев 13 сентября 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Эйдинберг"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2021,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эйдинберг"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по г. Москве
третьи лица: Правительство г. Москвы, Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эйдинберг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 06.10.2017 N 5407 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве (далее - ИФНС N 4 по г. Москве).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2018, решение Инспекции признано недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.08.2019 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что судам надлежит дать должную оценку доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить доводы сторон, учесть позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 19 июля 2019 N 305-КГ18-17303.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021 заявление общество удовлетворено частично: решение ИФНС России N 23 по г. Москве N 5407 от 06.10.2017 признано незаконным в части налога на имущество, превышающей 9 983 392,00 руб., в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество с ограниченной ответственностью "Эйдинберг" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе приведен довод о том, что заключение от 12.11.2020, положенное судами в основу определения достоверной величины налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций за 2016 год, содержит в себе множественные нарушения; общество указывает, что судами проигнорирован факт наличия в материала дела решения Мосгорсуда от 19.06.2018 N 3а-1069/2018, которым установлена кадастровая стоимость здания по состоянию на 01.01.2016 в размере 1 134 058 997 руб.
В материалы дела налоговым органом и Правительством Москвы представлены отзывы на кассационную жалобу, по доводам которым возражают, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 06.09.2021 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв.
В ходе рассмотрения жалобы, явившиеся представители общества, инспекции и Правительства Москвы, поддержали приведенные в жалобе и представленных в материалы дела отзывах доводы, дали пояснения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ в отсутствие представителя ИФНС N 4 по г. Москве, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения и постановления в части, исходя из следующего.
Как установлено судами, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 27.03.2017 первичной налоговой декларации по налогу на имущество организаций (рег. N 54377387) за 2016 год, на основании чего составлен акт налоговой проверки N 9574 от 11.07.2017 г.
Рассмотрев акт налоговой проверки N 9574 от 11.07.2017 г., иные материалы налоговой проверки, а также письменные возражения от 17.08.2017 г., Инспекцией 06.10.2017 принято решение N 5407 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислена сумма по налогу на имущество за 12 месяцев 2016 года в сумме 14 659 729 руб.
Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки установлено занижение Обществом налоговой базы по налогу на имущество организаций, исчисленному исходя из кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:04:0003005:1083, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Южнопортовый 2-й, дом 20а, строение 4 (далее - Объект), включенного в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2015 г. N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" кадастровая стоимость Объекта утверждена в размере 758 168 732 руб.
Согласно информации, полученной от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление Росреестра по Москве) в порядке статьи 85 НК РФ, следует, что кадастровая стоимость Объекта изменилась по решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 29.11.2016 г. N 51-7359/2016 (далее - решение Комиссии) в связи с обращением Департамента городского имущества города Москвы с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и составила 1 885 840 192,56 руб.
Соответствующие изменения внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 21.12.2016 г. и действуют с 01.01.2016 г.
Указанные изменения кадастровой стоимости подтверждены Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 г. N 937-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 г. N 688-ПП".
Таким образом, Инспекцией по результатам проведенной камеральной налоговой проверки доначислена сумма налога на имущество организаций ООО "Эйдинберг" в размере 14 659 729 руб. исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии от 29.11.2016 N 51-7359/2016 в размере 1 885 840 192,56 руб.
Решением УФНС России по г. Москве от 01.12.2017 N 21-19/201365 по апелляционной жалобе общества от 03.11.2017 оспариваемое решение Инспекции оставлено без изменения.
При новом рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьями 375, 378.2, 391, 403 Налогового кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303, исследовав и оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая результаты судебной экспертизы определения рыночной стоимости здания с кадастровым номером 77:04:0003005:1083, установив, что разница между доначисленной Инспекцией суммой налога и суммой налога, рассчитанной по кадастровой стоимости, установленной по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы, составляет 4 676 337 руб. (14 659 729 руб. - 9 983 392 руб.), пришли к выводу о частичном удовлетворении требований.
Кассационный суд не может согласиться с выводами судов.
Суды сослались на решение Московского городского суда от 17.07.2019 по делу N За-1693/2019, оставленное без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 01.11.2019, которым кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена по состоянию на 01.01.2018 в размере 868 100 000 руб. Сведения об установлении решением Московского городского суда рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2016 на официальном сайте суда (https://mos-gorsud.ru) отсутствуют. Соответствующее решение Обществом также не представлено.
Как указал податель кассационной жалобы, в материалы дела представлено и имеется помимо вышеуказанного решения Московского городского суда, также Решение Московского городского суда от 19.06.2018 по делу N 3А-1069/2018, оставленное без изменения Апелляционным определением Судебной коллегией апелляционной инстанции Московского городского суда от 03.10.2018 г. (том 6 л.д. 80-84), которыми установлена по состоянию на 01 января 2016 рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003005:1083 в размере 1 134 058 997 руб., которая подлежит применению с 01.01.2017.
Заявитель жалобы считает, что суды не учли эти судебные акты при рассмотрении дела несмотря на приобщение к материалам дела, что но существу привело к лишению налогоплательщика права на исчисление налога за 2016 год на основе достоверной рыночной стоимости объекта налогообложения.
Общество в кассационной жалобе указало, что у судов не вызвала никаких сомнений динамика кадастровой стоимости спорного объекта, хотя общество неоднократно обращало внимание на тот факт, что кадастровая стоимость спорного здания была гораздо ниже в последующие года:
- на 2017 г. кадастровая стоимость здания - 1 134 058 997 руб.,
- на 2018 г. кадастровая стоимость здания в - 868 100 000 руб.
Кассационный суд пришел к выводу о том, что кадастровую стоимость на 2016 г. следует считать в размере 1 134 058 997 руб. Это следует из решения Московского городского суда от 19.06.2018 по делу N 3А-1069/2018, оставленного без изменения Апелляционным определением Судебной коллегией апелляционной инстанции Московского городского суда от 03.10.2018. При этом кассационный суд исходит из того, что положениями статьи 16 АПК РФ, установлена презумпцию обязательности судебного акта на всей территории Российской Федерации, а также принцип единства и непротиворечивости судебной практики, что не позволяет при рассмотрении дел и установлении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2016. принять судебные акты, содержащие различные выводы.
Кассационный суд отмечает также динамику кадастровой стоимости спорного объекта, которая значительно снижалась и с 2018 г. по настоящее время (что следует из общедоступных источников) составляет 868 100 000 руб.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
В связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные в материалы дела доказательства исследованы, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
Поскольку кассационный суд пришел к выводу о том, что кадастровую стоимость спорного объекта следует установить в размере 1 134 058 997 руб., то сумма налога на имущество должна составлять 14 742 767 руб.:
1 134 058 997 х 1,3 % (налоговая ставка) = 14 742 767.
Учитывая, что общество исчислило налог в размере 9 856 194 руб., то налог, подлежащего уплате, должен составлять 4 886 573 руб.:
14 742 767 - 9 856 194 = 4 886 573.
Следовательно, обжалуемое решение налогового органа следует признать незаконным в части, превышающей указанный размер налога.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2021 по делу N А40-17674/2018 изменить.
Признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по г. Москве от 06.10.2017 N 5407 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Эйдинберг", в части налога на имущество, превышающей 4 886 573 руб.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно информации, полученной от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление Росреестра по Москве) в порядке статьи 85 НК РФ, следует, что кадастровая стоимость Объекта изменилась по решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 29.11.2016 г. N 51-7359/2016 (далее - решение Комиссии) в связи с обращением Департамента городского имущества города Москвы с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и составила 1 885 840 192,56 руб.
Соответствующие изменения внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 21.12.2016 г. и действуют с 01.01.2016 г.
Указанные изменения кадастровой стоимости подтверждены Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 г. N 937-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 г. N 688-ПП"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 сентября 2021 г. N Ф05-18775/18 по делу N А40-17674/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18775/18
20.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26611/2021
17.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-17674/18
01.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18775/18
09.08.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37381/18
23.05.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-17674/18