город Москва |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А41-79526/20 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу заявителя - ООО "ПСК"
на решение от 22 марта 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 19 мая 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А41-79526/20
по заявлению ООО "ПСК"
об оспаривании постановления
к Московской областной таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПСК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможня, таможенный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.10.2020 N 10013000-004649/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ПСК" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 15.09.2020 обществом в таможенный орган с использованием электронной цифровой подписи представлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), системный номер ED20200915072027052, регистрационный номер 10013000/150920/С089788.
Согласно указанной статистической форме в августе 2020 года осуществлен вывоз товара "Проволока сварочная SELLER ER 308LSi d = 0,8 x 5 кг (1)" общей стоимостью 314.300,35 руб. с территории Российской Федерации в Республику Беларусь в рамках договора от 25.06.2020 N Э/2020/10, заключенного между обществом и ООО "ФердиналГрупп".
В соответствии с пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329" (далее - Правила N 891, Постановление N 891), на общество возложена обязанность по представлению в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, статистических форм.
На основании изложенного дата представления обществом статистических форм за отчетный период с 01.08.2020 по 31.08.2020 установлена не позднее 14.09.2020 включительно.
Однако статистическую форму за отчетный период с 01.08.2020 по 31.08.2020 общество представило 15.09.2020, что является нарушением установленного срока.
07.10.2020 таможенным органом в связи с выявленными нарушениями в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
22.10.2020 таможней в отношении общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с постановлением таможенного органа о назначении административного наказания, обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС, являющегося приложением N 4 к Договору, официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с Перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Форматами предоставления Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в пункте 4 Правил N 891.
Суды указали, что исходя из Правил N 891, российское лицо (общество) обязано своевременно, а именно: не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе, статформу, содержащую достоверные сведения. Статформа заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети "Интернет", а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства. Статформа заполняется по форме и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложениями N 1, N 2 (пункты 5, 6, 7 Правил N 891).
С учетом пункта 16 Правил N 891, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет за собой ответственность российских лиц (заявителей) согласно статье 19.7.13 КоАП РФ.
Суды констатировали, что в ходе административного расследования таможенным органом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства обществом допущена просрочка представления в таможенный орган статистической формы, что подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, судам не представлены, что, как правомерно отметили суды, свидетельствуют о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что статистическая форма не передана по причине технического сбоя при подключении к сайту ФТС России, в связи с чем статистические формы удалось отправить только 15.09.2020, обоснованно признаны судами несостоятельными, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено доказательств направления отчетности в установленный срок иными способами (почтовым направлением, представление в канцелярию таможенного органа и так далее).
Более того, суды обоснованно отметили, что у общества имелась возможность заблаговременно исполнить свою обязанность по предоставлению статформы, однако оно данной возможностью не воспользовалось.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
При этом суды обоснованно отметили, что то обстоятельство, что указанные правонарушения выявлены в рамках одной проверки, проведенной одним таможенным органом в один день, в отношении одного и того же лица, на предмет соблюдения таможенного законодательства при предоставлении с нарушением срока статистической формы учета перемещения товаров, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку предметом правонарушения являются различные статистические формы учета.
Суды указали, что каждая статистическая форма учета характеризует отдельную поставку товара, предусматривающую его вывоз из Российской Федерации, носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о перемещаемых товарах. Таким образом, предоставление с нарушением срока статистических форм, содержащих сведения о перемещаемых товарах, невозможно квалифицировать как событие одного административного правонарушения.
На основании изложенного суды обоснованно заключили, что таможней указанные правонарушения правомерно квалифицированы в качестве самостоятельных административных правонарушений.
Проверив порядок привлечения общества к административной ответственности, суды установили, что положения статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены таможенным органом. Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) основанием для отмены оспариваемого постановления, судами не установлено.
Доводы общества о малозначительности вмененного правонарушения обоснованно отклонены судами на основании следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Согласно абзацу 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пунктом 18 Постановления N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, согласно абзацу 3 пункта 18.1 Постановления N 10, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Суды указали, что в рассматриваемом случае общество привлечено к административной ответственности за повторное нарушение требований таможенного законодательства, выразившихся в нарушении срока предоставления статистической формы о перемещении товара через таможенную границу.
Оценив в данном случае обстоятельства правонарушения, охраняемые законом общественные интересы, которые нарушены, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Суды обоснованно отметили, что сам по себе факт отсутствия негативных последствий не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Также суды указали, что совершенное административное правонарушение по своему характеру представляет существенное нарушение установленного порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Статьей 4.1 КоАП РФ определено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суды правомерно заключили, что обществу таможней назначен минимальный штраф в минимальном размере 50.000 руб., что соответствует пределам санкции, установленной частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и характеру правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 года по делу N А41-79526/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ПСК" - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в данном случае обстоятельства правонарушения, охраняемые законом общественные интересы, которые нарушены, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
...
Статьей 4.1 КоАП РФ определено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суды правомерно заключили, что обществу таможней назначен минимальный штраф в минимальном размере 50.000 руб., что соответствует пределам санкции, установленной частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и характеру правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2021 г. N Ф05-20773/21 по делу N А41-79526/2020